КАК Я ПОНИМАЮ УГРОЗУ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА

Рахманова Сарвиноз

студентка 2 курса лечебного факультета

Ташкентской Медицинской Академии

По статистике, каждый год происходит не менее 14 000 террористических атак в мире. Все они совершаются людьми, живущими в нашем окружении.

Термин экстремизм, согласно политическому словарю, в переводе с латинского языка – extremus – крайний, означает приверженность крайним взглядам, мерам [3]. Истоки экстремизма, наверное, всё-таки в экстриме (extreme – англ.) а он,  в основном присущ молодёжи. Условно говоря, он напоминает прыжок с тарзанкой с высокого моста. Но ведь экстремист подвергает риску не только свою жизнь, его главная цель – забрать с собой как можно больше человеческих жизней, запугать, посеять страх и панику.

По направленности можно разделить экстремизм на: экономический, политический, националистический, религиозный и т.д. Экономический экстремизм направлен на уничтожение многообразия и установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства. Националистический экстремизм отвергает интересы, права других наций. Он органически связан с сепаратизмом, направлен на развал многонациональных государств. Религиозный экстремизм проявляется нетерпимостью к представителям иных конфессий или в жестком противоборстве в рамках одной конфессии. Этот вид экстремизма активно использует отдельные правила – отсюда и складывается впечатление, что экстремизм этого рода является религиозным. Но ведь мы понимаем, что название религиозный экстремизм не может быть чисто религиозным. В любом случае, он преследует экономические или политические цели. Призывы и лозунги таких организаций обращены обычно не к разуму человека, а к тому, что он чувствует. Они, в основном рассчитаны на слепую верность  обычаям и традициям, на эффект толпы. А действия их направлены на то, чтобы сеять страх в обществе.

Экстремистское течение широко распространено среди молодых людей 18-35 лет, так как именно этот возрастной период ассоциируется с взрослением, принятием собственных решений, меньшим влиянием родителей. Отдельная группа риска — это сайты знакомств, чаты поклонников компьютерных игр, форумы, где в том или ином виде аккумулируются социальные протесты. Также в группе риска находятся люди, испытывающие обиду и непонимание со стороны близких, люди, находящиеся в духовном поиске.  И этого никто не может отрицать, поскольку это реальность современной жизни.

Вербовщиков интересуют не только те молодые люди, которые исповедуют традиционный Ислам, но и последователи иных религиозных конфессий, неверующие, а также представители молодежных субкультур. Ежедневно во всем мире вербовке подвергаются порядка 1000 человек.

Религиозные вербовщики паразитируют на нашем религиозном невежестве. А все это становится возможным потому, что мы не получаем должных знаний и информации о нашей религии из достоверных источников.

Давайте обратимся к истории. Во времена Советского Союза запрещалось любое проявление религиозных чувств, в течение более 70 лет пропагандировался атеизм. Единственными источниками мусульманских знаний являлись 2 религиозных учебных заведения, один из которых находился в Бухаре (медресе Мир-Араб), а другой в Ташкенте (Ташкентский Исламский Институт). С обретением независимости гражданам нашей страны представилась возможность исповедовать любую религию (статья 31 Конституции Республики Узбекистан). В этот период появились люди, стремящиеся изучать основы нашей религии, но было очень мало людей, способных обучать ей.

Именно тогда вожди религиозных течений и воспользовались нашим невежеством (незнанием) и посеяли ростки разрушительных идей в сознании народа. Многие люди, совершившие теракты были арестованы и не желали просить прощения за свои убеждения. Это были фанаты, которых нельзя было убедить ни словами, ни действиями. Они не признавали даже самых авторитетных религиозных деятелей.

Чтобы просветить людей и направить их на путь истинный, в свет выходит книга нашего покойного шейха Мухаммада Содика Мухаммада Юсуфа «Разногласия: причины и решения». В этой книге он приводит обоснованные с научной точки зрения идеи, говорит о недопустимости разногласий, притязающих неукоснительному следованию сунне. Через несколько лет выходит еще одна немаловажная его книга, посвященная пагубному влиянию движения Хизбут-Тахрир: «Религия – это наставление». После ее прочтения многие приверженцы этого течения, находящиеся на тот момент в тюрьмах, писали письма правительству с извинениями. Проявив гуманность, их помиловали, и они вышли на свободу, чтобы начать жизнь с чистого листа. Эта книга повлияла на выбор правильного пути очень большого количества мусульман.

С первых дней независимости государство Республики Узбекистан принимает активное участие в решении данной проблемы. К примеру, уже в 1991 году был издан, а в июне 1998 года был принят в новом виде Закон «О свободе совести и религиозных организациях». Целью данного Закона было регулирование отношений между государством и религиозными организациями.

Также, Первый Президент Республики Узбекистан в своей книге «По пути безопасности и стабильного развития» поднял тему «исламского бума» в мировом сообществе. В ней он раскрывает истинную роль религии в жизни человека и общества в целом, отмечает что вера людей в большей степени используется не «как созидающая, а как разрушающая сила», тем самым являясь причиной формирования религиозного экстремизма. В книге он отмечает: «Мы за то, чтобы религия продолжала выполнять роль приобщения населения к высшим духовным, моральным и нравственным ценностям, историческому и культурному наследию. Но мы никогда не допустим того, чтобы религиозные лозунги стали знаменем борьбы за власть, поводом для вмешательства в политику, экономику, поскольку видим в этом потенциальную угрозу безопасности и стабильности для нашего государства» [2].

Для решения проблемы экстремизма, шейх Мухаммад Содик Мухаммад Юсуф, в своем последнем выступлении на 10-м Международном мусульманском форуме, указал несколько наставлений, среди которых было отмечено, что «Каждый мусульманин должен осознавать ответственность в каждом аспекте жизни: личную ответственность мусульманина перед его Господом, перед его пророком С.А.В., перед его Кораном, его религией, его нацией и обществом. На каждого мусульманина возложена большая ответственность: несомненно, он должен нести ее для того чтобы быть истинным мусульманином, чтобы достичь счастья в этом мире и в мире вечном. Вызовов современности очень много, и среди важнейших вызовов наших дней: терроризм и экстремизм. Чтобы покончить с этим каждому мусульманину следует осознать свою ответственность в противодействии экстремизму и терроризму» [4].

Президент Шавкат Мирзияев, продолжая традиции, заложенные Первым Президентом, направляет не мало усилий на решение этой острой проблемы. В своем выступлении на заседании Генеральной Ассамблеи в ООН он отметил: «Наша ключевая задача – обеспечить условия для самореализации молодёжи, создать заслон на пути распространения «вируса» идеологии насилия» [1]. В связи с этим, он предлагает разработать Международную конвенцию ООН о правах молодежи – унифицированный международно-правовой акт, нацеленный на формирование и реализацию молодёжной политики в условиях глобализации и бурного развития информационно-коммуникационных технологий. «Важнейшей задачей мы считаем довести до широкой мировой общественности подлинно гуманистическую суть Ислама. Мы чтим нашу священную религию как средоточие исконных ценностей. Мы решительно осуждаем и никогда не примиримся с теми, кто ставит нашу великую веру в один ряд с насилием и кровопролитием. Ислам призывает нас к добру и миру, сохранению подлинного человеческого начала» [1].

Огромное значение в борьбе с национально-политическим и религиозным экстремизмом имеет система организации идеологической работы. Нужно  разработать действенные методы и формы идеологической работы и вести активную пропагандистскую работу среди населения, в первую очередь, среди молодежи. На мой взгляд, крайне важно найти те ценности, которые будут объединять наших людей как сограждан и соотечественников и станут основными элементами общественной солидарности в противодействии идеям религиозной нетерпимости, исповедуемым сторонниками крайних взглядов, идеологами терроризма и экстремизма. К этим ценностям, конечно относят наши национальные традиции, обычаи, ценности, многогранную культуру.

Профилактика экстремизма, в моем понимании, это проблема не каких-то конкретных людей, которые по долгу службы должны её решать, это проблема всего общества в целом. Это проблема каждого из нас! И мы, как граждане своей Республики, как члены общества, в котором мы живем, должны принимать активное участие в её решении!

Использованная литература:

  1. Выступление Президента Шавката Мирзияева на 72- Генеральной Ассамблее ООН/ http://uza.uz
  2. Каримов И.А. По пути безопасности и стабильного развития. Избранные труды. Т.6. Ташкент, Узбекистан, 1998.
  3. ПолитологияСловарь. — М:РГУВ.НКоновалов2010.
  4. Последнее наставление — Шейх Муххамад Содык Мухаммад Юсуф, рахматуллах https://www.youtube.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *