Лечение и здравоохранения

[ОКОЗ:

1.13.00.00.00 Образование. Наука. культура / 13.01.00.00 Образование / 13.01.01.00 Общие положения;

2.14.00.00.00 Здравоохранение. Физическая культура. Спорт. Туризм / 14.01.00.00 Здравоохранение / 14.01.01.00 Общие положения / 14.01.01.01 Управление в сфере здравоохранения]

[ТСЗ:

1.Социально-культурные вопросы / Здравоохранение. Санитарное законодательство;

2.Социально-культурные вопросы / Образование]

Постановление

Президента Республики Узбекистан

О мерах по дальнейшему развитию системы медицинского и фармацевтического образования и науки

[Извлечение]

В стране последовательно реализуется комплекс мер по модернизации национального медицинского и фармацевтического образования, внедрению в данную сферу международных образовательных стандартов, проведению комплексных научных исследований по актуальным проблемам охраны здоровья населения, а также созданию эффективной системы духовно-нравственного воспитания обучающейся молодежи.

Вместе с тем сохраняющийся дефицит врачей общей практики и узких специалистов в отдаленных и труднодоступных регионах республики, недостаточная практическая подготовка в медицинских образовательных учреждениях, а также слабое внедрение современных форм и методов организации непрерывного профессионального образования требуют принятия неотложных мер по дальнейшему совершенствованию системы подготовки медицинских и фармацевтических кадров, определению перспективных направлений ее развития на среднесрочный период.

В соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах и Концепции развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019 — 2025 годы, а также в целях дальнейшего совершенствования системы медицинского и фармацевтического образования и науки, обеспечения ее интеграции в практическое здравоохранение и повышения уровня оказания медицинской помощи:

  1. Считать важнейшими направлениями дальнейшего развития системы медицинского и фармацевтического образования и науки:

организацию подготовки врачей узких специальностей по востребованным направлениям из числа врачей общей практики для учреждений первичной медико-санитарной помощи;

внедрение кредитно-модульной системы обучения в процессы подготовки и непрерывного профессионального образования медицинских и фармацевтических кадров;

децентрализацию системы переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров, обеспечение их полного охвата непрерывным профессиональным образованием;

обеспечение мониторинга и персонального учета процесса обучения медицинских и фармацевтических кадров на курсах переподготовки и повышения квалификации;

развитие медицинской и фармацевтической науки, а также инноваций в сфере здравоохранения и доведение их до мирового уровня, обеспечение интеграции в глобальное научное пространство;

развитие клиник, учебных и учебно-производственных баз медицинских и фармацевтических учреждений в целях обеспечения непрерывности подготовки кадров, интеграции образования, науки и практики.

  1. Утвердить:

План практических мер по дальнейшему развитию системы медицинского и фармацевтического образования и науки согласно приложению № 1;

Индикаторы оценки качества развития медицинского и фармацевтического образования и науки до 2025 года согласно приложению № 2;

Перечень направлений медицинского и фармацевтического высшего образования, сроки обучения и присваиваемые квалификации выпускникам, согласно приложению № 3;

Перечень направлений среднего специального медицинского образования, сроки обучения и присваиваемые квалификации выпускникам, согласно приложению № 4;

организационную структуру учреждений подготовки, переподготовки и непрерывного профессионального образования медицинских и фармацевтических кадров системы здравоохранения Республики Узбекистан согласно приложению № 5.

  1. Определить Министерство здравоохранения Республики Узбекистан уполномоченным государственным органом в области медицинского и фармацевтического образования и науки.

Предоставить Министерству здравоохранения Республики Узбекистан право:

разрабатывать в установленном порядке государственные образовательные стандарты, утверждать квалификационные требования, учебные планы и учебные программы подготовки, переподготовки и непрерывного профессионального образования медицинских и фармацевтических кадров с учетом обеспечения интеграции учебного процесса с практикой и передового международного опыта;

самостоятельно вносить в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по изменениям и дополнениям в классификаторы направлений и специальностей медицинского и фармацевтического образования;

осуществлять самостоятельное нормирование труда профессорско-преподавательского состава с учетом специфики медицинского и фармацевтического обучения (в том числе в условиях кредитно-модульной системы обучения), основываясь на учете рабочего времени исключительно по мероприятиям учебного и практического характера, а также стимулирование выполнения педагогическими работниками научно-методической, научно-исследовательской, организационно-методической, духовно-нравственной и воспитательной работы;

обеспечивать единое организационное и учебно-методическое руководство процессом переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров в системе непрерывного профессионального образования;

определять размеры стоимости обучения в клинической ординатуре (резидентуре) на платно-контрактной основе исходя из складывающихся совокупных затрат на обучение.

  1. Принять предложение Министерства здравоохранения, Министерства высшего и среднего специального образования и Министерства экономики и промышленности Республики Узбекистан об организации подготовки врачей узких специальностей по востребованным направлениям для учреждений первичной медико-санитарной помощи на курсах целевой первичной специализации со сроком обучения не менее одного года.

Установить порядок, в соответствии с которым:

на курсы целевой первичной специализации принимаются лица из числа врачей общей практики на основе заявок государственных медицинских организаций системы Министерства здравоохранения Республики Узбекистан и территориальных органов управления здравоохранением, сформированных исходя из показателей дефицита кадров по соответствующим направлениям;

целевая первичная специализация врачей проводится в Ташкентском институте усовершенствования врачей и медицинских высших образовательных учреждениях в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на их содержание;

по завершении курсов целевой первичной специализации врачам выдается сертификат установленного образца, предоставляющий право осуществлять деятельность по профилю полученной специальности только в государственных учреждениях первичной медико-санитарной помощи;

врачи, прошедшие курсы целевой первичной специализации, должны отработать по профилю полученной узкой специальности в учреждениях, направивших их на обучение, не менее трех лет;

порядок, программы и сроки обучения на курсах целевой первичной специализации врачей по востребованным направлениям, квота и порядок отбора лиц, направляемых на курсы целевой первичной специализации, определяются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

  1. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан:

а) внедрить с 2019/2020 учебного года для медицинских и фармацевтических кадров систему непрерывного профессионального образования, основанную на кредитно-модульной системе обучения и предусматривающую ежегодное повышение квалификации на базе проблемно ориентированных модульных учебных программ, семинаров, конференций, вебинаров, мастер-классов, симуляционных тренингов и других обучающих курсов;

б) предоставить следующим учреждениям, аккредитованным в установленном порядке, право обучения медицинских и фармацевтических кадров на основе системы непрерывного профессионального образования:

медицинские и фармацевтические высшие образовательные учреждения, в том числе негосударственные;

республиканские специализированные научно-практические медицинские и научные центры, их филиалы, научно-исследовательские институты;

территориальные многопрофильные медицинские центры.

Определить, что по итогам обучения на основе системы непрерывного профессионального образования выдается сертификат установленного образца о зачислении набранных кредитов, учитываемых при индивидуальном лицензировании врачей и провизоров;

в) до 1 декабря 2019 года создать на официальном веб-сайте Министерства здравоохранения Республики Узбекистан специальный портал «Непрерывное профессиональное образование», обеспечивающий возможность мониторинга и ведения персонального учета объемов обучения каждого медицинского и фармацевтического работника на курсах переподготовки и повышения квалификации.

  1. Установить объемы кредитов, набираемых при непрерывном профессиональном медицинском образовании, согласно приложению № 6.
  2. Согласиться с предложением Министерства здравоохранения Республики Узбекистан об обеспечении непрерывности подготовки кадров, а также интеграции процессов образования и науки с медицинской практикой, предусматривающей:

организацию современного медицинского образовательного кластера путем создания на базе первой, второй и третьей клиник Ташкентской медицинской академии Многопрофильной клиники Ташкентской медицинской академии;

введение в структуры медицинских и фармацевтических высших образовательных учреждений должности проректора (заместителя директора) по лечебной (практической) работе и образование отделов по работе с клиническими (учебными) базами со штатной численностью две единицы, финансируемые за счет внебюджетных средств данных учреждений;

организацию в медицинских высших образовательных учреждениях анатомических моргов, учебно-биологических лабораторий (вивариев) и научно-исследовательских лабораторий с их содержанием в пределах бюджетных и внебюджетных средств учреждений;

создание в Ташкентском институте усовершенствования врачей и медицинских высших образовательных учреждениях учебно-симуляционных центров.

Министерству здравоохранения Республики Узбекистан в двухмесячный срок принять организационно-практические меры по реорганизации медицинских организаций, предусмотренных настоящим пунктом.

  1. Определить, что:

а) клиники медицинских высших образовательных учреждений:

являются структурными подразделениями медицинского высшего образовательного учреждения и основной базой для преподавания клинических дисциплин, а также активно участвуют в организации образовательного процесса, оказании специализированной помощи населению, проведении научно-исследовательских работ в области медицины совместно с сотрудниками кафедр;

обеспечивают формирование не менее 50 процентов врачебного персонала клиники из числа профессорско-преподавательского состава кафедр медицинского высшего образовательного учреждения;

обеспечивают сотрудников кафедр медицинского высшего образовательного учреждения необходимым количеством учебных аудиторий согласно расписанию и учебному плану, а также условиями для проведения педагогической и научно-исследовательской деятельности;

б) главные врачи клиник медицинских высших образовательных учреждений:

назначаются на должность и освобождаются от должности министром здравоохранения Республики Узбекистан по представлению Совета медицинского высшего образовательного учреждения путем тайного голосования;

несут персональную ответственность за обеспечение организации полноценной образовательной, лечебно-диагностической и научной деятельности сотрудников кафедр.

  1. Установить с 2019/2020 учебного года:

врачам, проработавшим не менее трех лет в государственных учреждениях первичного звена здравоохранения в отдаленных и труднодоступных регионах республики, перечень которых утверждается министром здравоохранения Республики Узбекистан, предоставляются дополнительные баллы в размере 30 процентов от суммы набранных баллов по итогам конкурсных испытаний при поступлении в клиническую ординатуру (резидентуру);

почасовую оплату руководителю клинических ординаторов (резидентов) за руководство одним клиническим ординатором (резидентом) из расчета 100 часов в год в пределах средств, предусмотренных в бюджетных сметах расходов медицинских высших образовательных учреждений, институтов повышения квалификации, республиканских специализированных научно-практических медицинских центров, научно-исследовательских институтов и их филиалов, а также за счет средств, поступающих за обучение клинических ординаторов (резидентов) на платно-контрактной основе.

Предоставить руководителям медицинских высших образовательных учреждений право устанавливать ежемесячные персональные надбавки в размере до 100 процентов от должностного оклада квалифицированным специалистам, привлеченным из лечебно-профилактических учреждений для участия в преподавательской деятельности за счет средств, поступающих за обучение на платно-контрактной основе.

  1. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок обеспечить:

разработку государственных образовательных стандартов высшего медицинского и фармацевтического образования, требований повышения квалификации и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров путем внедрения кредитно-модульной системы обучения;

усиление практической составляющей в образовательном процессе за счет увеличения учебных часов по доклиническим и клиническим модулям, в том числе для клинической учебной практики;

совершенствование процесса обучения в магистратуре и клинической ординатуре (резидентуре) за счет внедрения кредитно-модульной системы, с оптимизацией сроков обучения исходя из сложности овладения практическими навыками;

разработку и внедрение с учетом передового международного опыта нормативов по кредитам за период обучения, а также контроль за освоением учащимися и студентами знаний и навыков по каждому модулю с учетом 100-балльной рейтинговой системы.

  1. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан:

обеспечить с 2020 года проведение ежегодной международной медицинской олимпиады имени Ибн Сино по клиническим дисциплинам среди студентов медицинских и фармацевтических высших образовательных учреждений и учащихся медицинских колледжей, а также международных научных конкурсов имени Ибн Сино среди молодых ученых за счет средств международных финансовых институтов, благотворительных пожертвований физических и юридических лиц, а также внебюджетных средств медицинских и фармацевтических образовательных учреждений;

ежегодно в срок до 1 сентября утверждать для учреждений и подразделений системы переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров графики обучения на курсах непрерывного профессионального образования в разрезе регионов республики на основе заявок государственных медицинских организаций и территориальных органов управления здравоохранением.

  1. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан в месячный срок разработать комплексный план мер по внедрению льготных высокоскоростных интернет-тарифов для медицинских и фармацевтических образовательных учреждений, республиканских научно-практических центров и их филиалов, научно-исследовательских институтов.
  2. Признать утратившими силу абзац второй пункта 2 и пункт 3 постановления Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2017 года № ПП-2956 «О мерах по дальнейшему реформированию системы медицинского образования в Республике Узбекистан», а также приложение к нему.
  3. Министерству здравоохранения совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:

проект правительственного решения об утверждении типового положения о клиниках медицинских высших образовательных учреждений, учебных и учебно-производственных базах фармацевтических образовательных учреждений;

предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

  1. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на советника Президента Республики Узбекистан А.А. Абдувахитова и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан А.А. Абдухакимова.

Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ


г. Ташкент,

6 мая 2019 г.,

№ ПП-4310

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2019 года № ПП-4310

План практических мер

по дальнейшему развитию системы медицинского и фармацевтического образования и науки

Наименование мероприятий Механизм реализации Источники финансирования Сроки исполнения Ответственные исполнители
I. Совершенствование высшего и среднего специального медицинского и фармацевтического образования
1. Поэтапная организация, начиная с 2020/2021 учебного года, учебного процесса в высших и средних специальных медицинских и фармацевтических образовательных учреждениях, основанного на кредитно-модульной системе обучения.

Разработка и утверждение Положения о внедрении кредитно-модульной системы обучения в медицинских и фармацевтических образовательных учреждениях с учетом передовых международных тенденций и особенностей отечественного медицинского и фармацевтического образования.

Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан 1 февраля
2020 года
Минздрав

(Шадманов), Минвуз

(Маджидов)

2. Создание в медицинских и фармацевтических высших образовательных учреждениях международных факультетов совместно с ведущими зарубежными образовательными учреждениями, с организацией обучения на русском и английском языках, в том числе:

с 2019/2020 учебного года — в Ташкентском педиатрическом медицинском институте, Ташкентском государственном стоматологическом институте, Ташкентском фармацевтическом институте, Андижанском, Самаркандском и Бухарском государственных медицинских институтах;

с 2020/2021 учебного года — в Ташкентской медицинской академии.

Соглашения с зарубежными высшими образовательными учреждениями, приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан Внебюджетные средства соответствующих высших образовательных учреждений 1 сентября
2019 года
Минздрав

(Шадманов), Минвуз

(Маджидов),

МИД

(Камилов)

3. Расширение международного сотрудничества между отечественными и ведущими зарубежными учреждениями в сфере медицины и образования путем:

организации повышения квалификации и стажировки преподавателей, научных и медицинских работников республики в ведущих зарубежных образовательных и медицинских учреждениях;

приглашения зарубежных ученых, преподавателей, специалистов для проведения обучения, мастер-классов и обмена опытом;

организации международных конференций и семинаров, проведения совместных международных научных исследований.

Комплекс мер исполнителей, приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан Бюджетные средства, выделяемые на эти цели, средства благотворителей и МФИ, внебюджетные средства медицинских высших образовательных учреждений На постоянной основе Минздрав

(Шадманов), Минвуз

(Маджидов),

МИД

(Камилов)

4. Поэтапное создание в 2019 — 2022 годах в медицинских высших образовательных учреждениях и Ташкентском институте усовершенствования врачей учебно-симуляционных центров для обучения практическим навыкам с целью повышения качества подготовки медицинских специалистов. Организационно-практические меры Средства МФИ
и благотворителей, внебюджетные средства учреждений, централизованные средства в рамках инвестиционных программ Республики Узбекистан
2019 — 2022 годы Минздрав

(Шадманов),

Мининновации (Абдурахмонов),

Министерство инвестиций
и внешней торговли

(Умурзаков)

5. Организация в медицинских высших образовательных учреждениях анатомических моргов, учебно-биологических лабораторий (вивариев) и научно-исследовательских лабораторий. Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан,

организационно-практические меры

В пределах бюджетных и внебюджетных средств учреждений 1 сентября
2019 года

2019/2020 учебный год

Минздрав

(Шадманов), Минвуз

(Маджидов),

Минфин

(Ашрафханов)

6. Совершенствование деятельности клиник медицинских высших образовательных учреждений, клинических и учебных баз высших и средних специальных медицинских и фармацевтических образовательных учреждений путем обеспечения интеграции образования, науки и практики, с максимальным использованием их мощностей для образовательного процесса.

Утверждение перечней:

клинических баз медицинских высших и средних специальных образовательных учреждений из числа учреждений здравоохранения для прохождения учебной клинической практики;

учебных и учебно-производственных баз высших и средних специальных медицинских и фармацевтических образовательных учреждений.

Обеспечение полного размещения соответствующих кафедр медицинских высших образовательных учреждений в клиниках при них, а также на утвержденных клинических и учебных базах, с учетом требований СанПиН, предъявляемых к учебным аудиториям.

Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан, комплекс организационных мер исполнителей В пределах бюджетных и внебюджетных средств учреждений 15 ноября
2019 года
Минздрав

(Шадманов)

7. Дальнейшее совершенствование нормативных документов по организации образовательного процесса в медицинских и фармацевтических высших образовательных учреждениях.

Разработка и утверждение:

квалификационных характеристик, компетенций выпускников, обновленных учебных планов и учебных программ высшего, среднего специального медицинского и фармацевтического образования;

норм времени профессорско-преподавательского состава медицинских и фармацевтических высших образовательных учреждений с учетом специфики медицинского и фармацевтического обучения.

Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан 1 августа
2019 года
Минздрав

(Шадманов)

8. Разработка и утверждение Положения о порядке проведения производственной практики для учащихся медицинских и фармацевтических образовательных учреждений, в том числе по программам бакалавриата, магистратуры и клинической ординатуры (резидентуры), предусматривающего:

интеграцию медицинских и фармацевтических образовательных учреждений с государственными и частными медицинскими и фармацевтическими организациями;

академическую мобильность студентов между медицинскими и фармацевтическими образовательными учреждениями республики;

прохождение практики в течение семестров учебного года (зимняя и летняя производственная практика);

проведение контроля знаний и качества приобретенных практических навыков до окончания учебного года, результаты которого учитываются при переводе на следующий курс обучения;

внедрение контроля практических знаний в виде практического экзамена и проведения контроля учебной практики (качественный и количественный).

Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан 1 ноября
2019 года
Минздрав

(Шадманов)

9. Разработка и утверждение:

Положения о порядке проведения интегрированных клинических и доклинических экзаменов в медицинских образовательных учреждениях как основного переводного экзамена с курса на курс;

обновленного Порядка проведения государственных экзаменов с первичной аккредитацией выпускников бакалавриата, магистратуры, клинической ординатуры (резидентуры), предусматривающего независимый, прозрачный, справедливый механизм проведения государственных экзаменов с первичной аккредитацией путем широкого привлечения экспертов из числа организаций-заказчиков кадров в состав государственной аттестационной комиссии.

Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан 10 декабря
2019 года
Минздрав

(Шадманов)

10. Размещение клинической базы Ташкентского института усовершенствования врачей в Республиканской клинической больнице № 1.

Размещение клинических баз Термезского филиала Ташкентской медицинской академии и Ферганского филиала Ташкентской медицинской академии в соответствующих областных многопрофильных медицинских центрах.

Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан В пределах бюджетных и внебюджетных средств

учреждений

1 ноября
2019 года
Минздрав

(Шадманов)

11. Подготовка и опубликование в виде брошюры и серийный выпуск единой формы «Клятвы врача Республики Узбекистан» с учетом традиций врачевания великих целителей Гиппократа и Ибн Сино для учащихся и выпускников высших и средних специальных медицинских и фармацевтических образовательных учреждений. Организационно-практические меры Внебюджетные средства учреждений 1 августа

2019 года

Минздрав

(Шадманов)

12. Создание тематических телепередач по освещению организации подготовки и непрерывного профессионального образования медицинских и фармацевтических кадров, в том числе с привлечением ведущих отечественных и зарубежных ученых и специалистов сферы здравоохранения. Комплекс организационных мер исполнителей 1 сентября

2019 года

НТРК

(Ходжаев),

Минздрав

(Шадманов)

13. Создание научно-практического образовательного журнала «Медицинское образование и наука», в том числе в электронном формате, для преподавателей, научных сотрудников медицинских высших образовательных учреждений, научно-исследовательских центров, научно-исследовательских институтов, медицинских колледжей, а также медицинских работников с обеспечением публикаций:

положительного международного опыта в сфере медицинского образования, науки, практики и инноваций, итогов повышения квалификации медицинских и научных работников за рубежом;

информации о современных тенденциях развития медицины, международных рекомендациях, протоколах, стандартах, нововведениях в профилактике, диагностике и лечении заболеваний, передовых технологиях создания медицинских изделий и оборудования, фармацевтических препаратов с последующим их внедрением в практическое здравоохранение.

Организационно-практические меры Внебюджетные средства, поступающие от реализации журнала 1 декабря
2019 года
Минздрав

(Шадманов)

14. Внедрение с 2019/2020 учебного года порядка:

регулярного чтения циклов лекций и проведения мастер-классов в медицинских и фармацевтических образовательных учреждениях ведущими специалистами и учеными республиканских специализированных научно-практических медицинских центров, научно-исследовательских институтов по передовым технологиям медицины и фармации;

вертикальной интеграции клинических и доклинических дисциплин путем регулярного привлечения специалистов-клиницистов республиканских специализированных научно-практических медицинских центров, научно-исследовательских институтов и профессорско-преподавательского состава клинических дисциплин медицинских высших образовательных учреждений в преподавание доклинических дисциплин, с учетом специфики деятельности медико-биологических кафедр, анатомических моргов, учебно-биологических лабораторий (вивариев) и др.

Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан В пределах бюджетных и внебюджетных средств учреждений 1 сентября
2019 года
Минздрав

(Шадманов)

15. Совершенствование механизма обеспечения медицинских и фармацевтических высших образовательных учреждений учебной литературой, предусматривающее:

создание при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан Координационного совета по утверждению учебной литературы для медицинского и фармацевтического образования;

создание перечня рекомендуемой учебной литературы ведущих зарубежных медицинских и фармацевтических образовательных учреждений, а также расширение практики ее использования;

разработку и внесение предложений по созданию современных форм и видов учебной литературы, в том числе в электронном формате, для системы медицинского и фармацевтического образования.

Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан, комплекс организационных мер В пределах бюджетных и внебюджетных средств, предусмотренных на эти цели 2019-2020 годы Минздрав

(Шадманов)

II. Совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров
16. Внедрение для медицинских и фармацевтических кадров системы непрерывного профессионального образования, основанной на кредитно-модульной системе обучения и предусматривающей ежегодное повышение квалификации на базе проблемно ориентированных модульных учебных программ на семинарах, конференциях, вебинарах, мастер-классах, симуляционных тренингах и других обучающих курсах по международным стандартам. Комплекс организационных мер С 2019/2020 учебного года Минздрав

(Шадманов)

17. Установление нормативов соотношения среднегодовой численности слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров на одного преподавателя на 25 процентов ниже установленных в медицинских и фармацевтических высших образовательных учреждениях нормативов соотношения численности студентов на одного преподавателя по соответствующим направлениям образования бакалавриата. Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан В пределах бюджетных средств, выделяемых на эти цели, средства, поступающие от платных курсов обучения С 2019/2020 учебного года Минздрав

(Шадманов)

III. Совершенствование медицинской науки
18. Создание на сайте Министерства здравоохранения Республики Узбекистан раздела, посвященного достижениям медицинской науки по приоритетным направлениям в области здравоохранения. Комплекс организационных мер 1 августа

2019 года

Минздрав

(Шадманов)

19. Обеспечение доступа научных работников и преподавателей медицинских научных учреждений и высших образовательных учреждений к зарубежным электронным информационным ресурсам мировой научно-технической информации. Комплекс организационных мер Средства МФИ и благотворителей, внебюджетные средства медицинских ВОУ 1 июля
2019 года
Минздрав

(Шадманов), Минвуз

(Маджидов), Мининновации

(Абдурахмонов)

20. Повышение качества выполняемых научных исследований, в том числе путем:

соблюдения международных стандартов в области научных исследований и публикации их результатов в цитируемых международных научных журналах, входящих в системы Scopus, Web of Science, Thomson Reuters и др.;

создания условий для вхождения отечественных научных журналов в области медицины и фармацевтики в международные базы данных публикаций Scopus, Web of Science, Thomson Reuters и др.

Комплекс организационных мер исполнителей На постоянной основе Минздрав

(Шадманов),

Мининновации

(Абдурахмонов)

21. Создание общества молодых ученых в республиканских специализированных научно-практических медицинских центрах и их филиалах, научно-исследовательских институтах, медицинских и фармацевтических высших образовательных учреждения на общественных началах.

Совершенствование работы сети студенческих научных кружков, проведение конференций и конкурсов молодых ученых.

Комплекс организационных мер исполнителей 15 июня
2019 года
Минздрав

(Шадманов)

IV. Совершенствование системы развития кадровых ресурсов здравоохранения
22. Внедрение механизма и обеспечение составления постоянно обновляемого электронного реестра кадров здравоохранения с целью совершенствования планирования и использования кадровых ресурсов.

Создание информационной системы по учету и мониторингу кадровой обеспеченности системы здравоохранения.

Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан,

создание информационной системы

Внебюджетные средства Министерства здравоохранения Республики Узбекистан 1 июня

2019 года

1 декабря
2019 года

Минздрав

(Шадманов),

Мининфоком

(Садыков)

23. Совершенствование подготовки управленческих кадров здравоохранения и специалистов медицинских организаций, основанное на современных принципах управления качеством и стандартах, широком спектре профессиональных знаний и навыков (юридических, экономических, психологических, социологических и др.) управления кадрами. Комплекс организационных мер На постоянной основе Минздрав

(Шадманов)

24. Разработка и внедрение с учетом международного опыта и стандартов современных, прозрачных и справедливых механизмов трудоустройства, гарантийного карьерного роста, объективное использование механизма ротации, внешней и внутренней оценки деятельности медицинских и фармацевтических работников. Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан. 1 августа
2019 года
Минздрав

(Шадманов),

Минтруд

(Кудбиев)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2019 года № ПП-4310

Индикаторы

оценки качества развития медицинского и фармацевтического образования и науки до 2025 года

Индикаторы 2019 г. 2021 г. 2025 г.
I. Качественная оценка кадрового состава образовательного учреждения
1. Индикатор остепененности (доля докторов и кандидатов наук, в том числе профессоров и доцентов, от штатного числа профессорско-преподавательского состава (далее — ППС) 40 % 45 % 55 %
2. Индикатор зарубежной стажировки (доля ППС, прошедшего клиническую стажировку в ведущих госпиталях мира, от общего числа ППС) 10 % 15 % 20 %
3. Индикатор подготовки молодых специалистов (доля магистров, клинических ординаторов и научных работников от общего числа ППС) 25 % 30 % 70 %
4. Индикатор повышения квалификации (доля персонала, прошедшего курсы повышения квалификации) в системе непрерывного профессионального образования 32 % 45 % 80 %
5. Индикатор участия в международных конференциях, форумах и других аналогических мероприятиях (доля участвовавшего ППС от общего числа ППС) 25 % 30 % 70 %
6. Индикатор престижности (доля ППС, отмеченного государственными наградами и премиями, от общего числа ППС) 4 % 7 % 15 %
7. Индикатор знания иностранных языков с уровнем не ниже среднего (доля ППС, владеющего английским и другими иностранными языками, от общего числа ППС) 25 % 30 % 50 %
8. Индикатор владения информационными технологиями (доля ППС, владеющего информационными технологиями, от общего числа ППС) 40 % 45 % 70 %
II. Уровень оснащенности и обеспеченности образовательного учреждения
9. Учебные помещения в собственной клинике медицинских высших образовательных учреждений (отвечающие требованиям и нормам СанПИН к учебным аудиториям) 20 % 30 % 90 %
10. Учебные помещения на клинических базах медицинских высших образовательных учреждений (отвечающие требованиям нормам СанПИН к учебным аудиториям) 20 % 25 % 75 %
11. Индикатор оснащенности учебным оборудованием 30 % 35 % 55 %
12. Индикатор оснащенности лабораторным оборудованием 40 % 45 % 65 %
13. Индикатор оснащенности лечебно-диагностическим оборудованием 35 % 40 % 60 %
14. Индикатор высокотехнологичной оснащенности (число единиц оборудования высоких технологий последних 5 лет к общему числу единиц оборудования) 15 % 20 % 35 %
15. Индикатор оснащенности образовательных учреждений симуляционными центрами 45 % 50 % 70 %
16. Индикатор оснащенности образовательных учреждений экспериментально-биологическими лабораториями (вивариями) 30 % 35 % 70 %
17. Индикатор оснащенности образовательных учреждений анатомическими моргами 65 % 80 %
18. Показатель компьютеризации в образовательных учреждениях (процентное отношение числа единиц компьютерной, теле-, видеотехники к числу ППС и обучающихся в образовательных учреждениях) 45 % 50 % 70 %
19. Показатель информатизации образовательных учреждений (доля электронного документооборота от общего ведения документации из расчета на одного члена ППС) 15 % 20 % 60 %
20. Индикатор образовательных ресурсов (наличие образовательного портала, веб-сайта и электронной почты, библиотечных ресурсов, медиатеки, интерактивных пособий в учебном, научном, лечебно-диагностическом процессе) 55 % 60 % 80 %
21. Процент образовательных программ, аккредитованных по международным стандартам 5 % 10 % 30 %
22. Процент программ высшего медицинского и фармацевтического образования, прошедших реформирование с учетом международных стандартов 40 % 50 % 80 %
23. Процент программ повышения квалификации и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров, прошедших реформирование с учетом международных стандартов 40 % 50 % 80 %
III. Научно-исследовательский потенциал образовательного учреждения
24. Показатель результативности научных исследований (отношение числа ППС, достигшего научных результатов, — патентов на изобретения, рационализаторских предложений и других работ по внедрению к общему количеству ППС образовательных учреждений) 15 % 20 % 35 %
25. Индикатор опубликованности (число научных публикаций на одного штатного из числа ППС образовательных учреждений в республике и за рубежом за последние 5 лет) 30 % 35 % 55 %
26. Индикатор цитируемости (доля опубликованных научных работ ППС образовательных учреждений, на которые ссылаются другие авторы, от общего числа опубликованных работ образовательных учреждений) 15 % 20 % 40 %
27. Индикатор международного сотрудничества ППС образовательных учреждений (доля ППС, принимающего участие в реализации программ международного уровня, от общего числа ППС образовательных учреждений) 15 % 20 % 25 %
IV. Качественная оценка обучающихся, студентов бакалавриата и магистратуры, клинических ординаторов (резидентов) образовательного учреждения
28. Индикатор количества выпускников бакалавриата, магистратуры, клинической ординатуры (резидентуры), медицинских колледжей, успешно сдавших государственный экзамен (доля выпускников, успешно сдавших государственный экзамен, от общего числа выпускников образовательного учреждения) 80 % 85 % 95 %
29. Индикатор количества выпускников бакалавриата, магистратуры, клинической ординатуры (резидентуры), успешно прошедших первичную аккредитацию (доля выпускников, успешно прошедших первичную аккредитацию, от общего числа выпускников образовательного учреждения) 75 % 80 %
30. Индикатор студенческой мобильности (доля обучающихся, прошедших клиническое обучение и стажировку в ведущих госпиталях мира от общего числа обучающихся) 5 % 10 % 20 %
31. Индикатор участия в международных конференциях, форумах и других аналогичных мероприятиях (доля участвовавших обучающихся от общего количества обучающихся) 5 % 10 % 20 %
32. Индикатор знания иностранных языков с уровнем не ниже среднего (доля обучающихся, владеющих английским и другими иностранными языками, от общего числа обучающихся) 40 % 45 % 55 %
33. Индикатор владения информационными технологиями (доля обучающихся, владеющих информационными технологиями, от общего числа обучающихся) 45 % 50 % 70 %

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2019 года № ПП-4310

ПЕРЕЧЕНЬ

направлений медицинского и фармацевтического высшего образования, сроки обучения и присваиваемые квалификации выпускникам

Направление образования Срок обучения Квалификация после окончания
1. Лечебное дело 6 лет Врач общей практики
2. Профессиональное образование (лечебное дело) 6 лет Врач общей практики — педагог
3. Педиатрическое дело 6 лет Врач-педиатр общий
4. Военная медицина (лечебное дело) 6 лет Военный врач
5. Медико-биологическое дело 4 года Специалист фундаментальной медицины
6. Медико-профилактическое дело 5 лет Врач гигиенист-эпидемиолог
7. Стоматология 5 лет Врач-стоматолог общий
8. Высшее медсестринское дело (на базе среднего специального профессионального медицинского образования) 3 года Специалист высшего медсестринского дела
9. Клиническая психология 5,5 лет Клинический психолог — социальный работник
10. Фармация 5 лет Фармацевт
11. Профессиональное образование (фармацевтическое дело) 5 лет Фармацевт-педагог
12. Промышленная фармация (по видам) 4 года Фармацевт-технолог
13. Фармацевтическая биотехнология 4 года Фармацевт-биотехнолог
14. Биомедицинская инженерия 4 года Биомедицинский инженер
15. Стандартизация, сертификация и менеджмент качества лекарственных средств 4 года Фармацевт-аналитик

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2019 года № ПП-4310

ПЕРЕЧЕНЬ

направлений среднего специального медицинского образования, сроки обучения и присваиваемые квалификации выпускникам

Направление образования Срок обучения Квалификация после окончания
1. Сестринское дело 2 года Медицинская сестра общей практики

Медицинская сестра физиотерапевтического (массажного) кабинета

2. Стоматологическое дело 2 года Ассистент стоматолога,

техник ортопедической стоматологии

3. Фармация 2 года Ассистент фармацевта,

оператор по производству лекарственных препаратов

4. Медицинская профилактика 2 года Помощник санитарного врача,

помощник эпидемиолога,

фельдшер медико-профилактического дела

5. Фельдшерско-лабораторное дело 2 года Медицинский лаборант,

фельдшер-лаборант сельского врачебного пункта, сельской семейной поликлиники,

лаборант функциональной и лучевой диагностики

6. Фельдшерское дело 2 года Фельдшер общей практики,

фельдшер бригады скорой медицинской помощи,

фельдшер семейной поликлиники

7. Медико-социальное дело 1,5 года Организатор медико-социальной помощи женщинам и детям,

организатор медико-социальной помощи одиноким лицам с инвалидностью и престарелым на дому

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2019 года № ПП-4310

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2019 года № ПП-4310

Объемы кредитов, набираемых при непрерывном профессиональном медицинском образовании

Контингент обучения Объемы кредитов*
Всего Из них в год не менее
1. Медицинские и фармацевтические кадры с высшим образованием 288** 36
2. Медицинские и фармацевтические кадры со средним специальным образованием 180*** 36

* Набираются в течение пяти лет.

** Из 288 кредитов 144 набираются в соответствующих медицинских образовательных учреждениях и организациях путем обучения за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, а оставшиеся — на платной основе.

*** Из 180 кредитов 144 набираются в соответствующих медицинских образовательных учреждениях и организациях путем обучения за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, а оставшиеся — путем участия в семинарах, конференциях, вебинарах, мастер-классах, симуляционных тренингах и других обучающих курсах.

(Национальная база данных законодательства, 07.05.2019 г., № 07/19/4310/3100)


Каримов Маъриф Шакирович

Проректор по лечебной работе

Доктор медицинских наук, профессор.

Телефон: +998 (71) 214-90-41

Е-mail: m.shakirovich@mail.ru

Приёмный день: понедельник 11:00 – 13:00


Каримов Маъриф Шакирович, родился  6 декабря 1958 года в городе Ташкенте. По национальности – узбек, беспартийный, образование высшее. В 1982 году окончил Ташкентский Государственный медицинский институт по специальности «лечебное дело», с 1987 года кандидат медицинских наук,
с 1998 года доктор медицинских наук, с 2002 года профессор.

Свою трудовую деятельность начал в 1983 году в Научно-исследовательском институте Педиатрии младшим научным сотрудником.  1988-1992 годы работал ассистентом кафедры пропедевтики внутренних болезней Ташкентского Государственного медицинского института.  В 1992-1996 годах  старшим научным сотрудником,  заведующим отделом  клинико-фармакологических методов исследования центральной научно-исследовательской лаборатории. В период 1996-2000 гг. работал заведующим центральной научно-исследовательской лаборатории, а также профессором кафедры пропедевтики внутренних болезней Первого Ташкентского государственного медицинского института. В 2000-2005 гг. работал проректором по научной работе Первого Ташкентского государственного медицинского института, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней. С 2005 года по настоящее время он является заведующим кафедрой пропедевтики внутренних болезней, гематологии, военно-полевой терапии и профессиональных болезней, профессор.

В 2016-2018 гг. он возглавлял Республиканский научно-практический центр спортивной медицины. В апреле 2018 года был создан Совместное предприятие в форме Общества с ограниченной ответственностью «Многопрофильный медицинский центр ЭЗГУ НИЯТ» и Маъриф Шакирович Каримов был назначен директором данного медицинского центра, где проработал до июля 2019 года.

Клиника построена и оборудована по международным проектам, оказываются высококвалифицированная медицинская помощь населению. В клинике работают врачи, прошедшие обучение и стажировку в ведущих клиниках Европы, Японии, Индии и Китая. Вместе с отечественными специалистами в области кардиохирургии сегодня  привлечены в клинику  и специалисты зарубежных и российских клиник. Привлечение ведущих специалистов позволило осуществлять операции на открытом сердце и взрослым и детям.

Сегодня строится дополнительное здание клиники, расширяется спектр оказываемых медицинских услуг.

Translate: Ўзб