Tel:+998 71 150-7834
 

Отдел по работе с академическим лицеем и колледжами

О деятельности отдела

С первых дней независимости на основании  Указов Президента Республики Узбекистан      началось совершенствование системы  здравоохранения и  пропаганда здорового образа жизни среди населения.

Отдел по сотрудничеству с   медицинскими колледжами и лицеями  Ташкентской  Медицинской Академии (TMA) осуществляет свою деятельность на  основании общей концепции, предложенной Министерством Здравоохранения  и проводит работу по следующим направлениям:

1.Углублять работу по маънавияту и маърифату;

  1. Совершенствование учебно-методической работы;
  2. Плодотворное использование информационных ресурсов, создание учебной литературы нового поколения;
  3. Совершенствование и улучшение практического обучения;
  4. Обеспечение, подготовка и переподготовка педагогических кадров,
  5. Организация совместных спортивных и оздоровительных мероприятий;
  6. Совершенствование информационных ресурсов и материально-технической базы;
  7. Научно-исследовательская деятельность и работа с одаренными учащимися;

9.Обеспечение занятости и организация профориентации по поступлению в ВУЗы .

Преподавателями ТМА были созданы для профессиональных колледжей 1 учебник, 4 учебных пособия на узбекском языке и латинской  графике, 1 научно-популярная книга и  в соавторстве более 10  методических пособий, были даны свыше 100 отзывов и критических замечаний ведущими преподавателями ТМА  на учебные пособия и учебники,  написанные сотрудниками колледжей. Были переданы  электронные учебники, пособия, монографии, тексты лекция из  информационного центра  Академии. Кроме этого были  безвозмездно переданы Чиланзарскому и Ташкентскому медицинским колледжам более 10 баннеров различной тематики,  фантомы ортодонтических аппаратов. В период сотрудничества  преподаватели Академии приняли участие более, чем на 200 практических занятиях и семинарах, проводимых на базе колледжей, с применением новых педагогических технологий. Со стороны профессорско-преподавательского состава ТМА была проведена экспертиза рабочих программ для медицинских колледжей, были  даны рекомендации по созданию программ нового поколения. С целью обеспечения кадрами  подшефных колледжей,  в эти колледжи направляются на работу выпускники, закончившие Академию на отлично.  В 2012-2013 учебном году из 720 бакалавров, окончивших  различные направления  на грантовой основе 33 студента были направлены  в республиканские колледжи.  На  основании  Указа Президента Республики Узбекистан и с целью внедрения основ здорового образа жизни и рационального питания стало традицией проводить на уровне  Ташкентской Медицинской Академии  «Праздника тыквы» .27 октября 2009 года  на таком мероприятии принимали участие 8 медицинских  колледжей: П.Ф.Боровского, М.С.Турсунходжаева, 1 и 2 Республиканские колледжи, Шайхонтохурский, Учебно-Лечебный Комплекс, Сергелийский,  Алмазарский, Республиканский  Электротехнический медицинский колледж и учащиеся Академического лицея при ТМА. Профсоюзный  комитет ТМА наградил победителей грамотами и ценными призами  победителей в  номинациях  «Самая креативная группа», «Самая красивая тыква», «Лучший макет  колледжа», «Самая  вкусная выпечка», «Самое миниатюрное украшение из тыквы», «Самый лучший костюм тыквы», «Самая вкусная дымляма из тыквы», «Самый красивый торт из тыквы». Подшефным колледжам был передан научно-популярный сборник, опубликованный  издательством «Шарк», под редакцией академика Ш.И.Каримова   «Тыква-залог здоровья».

В Академическом лицее ТМА было проведен ряд мероприятий, посвященных «Году гармоничного поколения» на основании  Государственной программы. Была проведена  встреча на тему «Воспитание гармоничной личности» с ректором ТМА академиком Каримовым Ш.И. Также проведены беседы  о    этических нормах и правилах поведения и профилактике вредных привычек.

Был проведен семинар с участием академика Даминова Т.О. на тему «Актуальные проблемы педиатрии».

Семинар с участием профессора Тешаева О.Р. «Профилактика правонарушений среди молодежи».

Был проведен  круглый стол  с участием профессора  Усманова Р.Ж «Профориентация и выбор профессии  учащимися  Академического лицея».

Семинар с участием проф.Нажмиддиновой Д.К. «Отношение   подрастающего  поколения  к экологическим проблемам». Проф.Закирходжаев Ш.Я. провел семинар на тему «Духовный рост гармонично развитого поколения».

Проф.Рахманова Л. провела семинар на тему: «О вреде курения и проблемах подросткового периода».

Проф. Каримджанов И.А. провел круглый стол на тему «  Преемственность поколений и  воспитание молодежи».

Беседа с участием поэтессы Турсуной Садыковой на тему«Культура  симпатии и любви среди молодежи».

Директор лицея Шермуратов А.Р. провел семинар на тему: « Роль и взаимосвязь семья-лицей в воспитании молодежи».

Проф. Шайхова  Г.И. провела семинар на тему: «Рациональное питание и болезни подросткового периода».

29 ноября 2010 года было проведено совещание в Алмазарском колледжес участием проректора по маънавияту и маърифатуБобомуратова Т.А, проректора по сотрудничеству с  колледжами и лицеями  проф.Усманова Р.Ж., председатель комитета женщин ТМА доц.Абдукадирова Л.К., посвященное изучению  и внедрению Закона Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозные организации». Проректор ТМА проф.Усманов Р.Ж.  информировал о религиозных течениях, терроризме и в особенности о незаконной деятельности  экстремистских   организаций и таких  как «Хизбут-тахрир», «Нур» и т.д. На семинаре выступил проректор  по маънавияту и маърифатупроф.Бобомуратов Т.А.,который сообщил о создании кружков, спортивных секций и мероприятий, которые функционируют с   плодотворного использования свободного времени студентов, согласно программы года «Гармонично   развитого поколения». Доц.Абдукадырова  Л.К. проинформировала о значении религиозного мировоззрения,  о правилах и нормах  культуры ношения одежды девушек и женщин, ответила на вопросы  и дала рекомендации.

4 декабря 2010 года  с участием 200 учащихся колледжей было проведено мероприятие, посвященное 18 годовщине Конституции «Конституция – основной закон» с участием проректора  по содтрудничеству с колледжами и лицеями проф.Усманова Р.Ж., депутата Законодательной палаты ОлийМажлисаЭшмурадов  А.Х., зав.отделоммаънавията и маърифатаХидаева Д.Э., корреспондент телерадиоканала «Ёшлар»  М.Хамроева.

8 января 2011 года  проведен   семинар в Алмазарском  колледже с участием  ст.преподавателя  кафедры «Языки, педагогика психология №1», профессоров кафедры «Биоорганика и биохимиия»проф.Сабировой  Р.А. и Косимовой С.С., профессора кафедры «Фармакология»Шоисломова Б.Ш. . Гостем семинара был приглашен  ведущий специалист центра развития Министерства высшего и среднего специального образования  доктор философских наук, профессор Зиямухамедов Б. Были прослушаны доклады:

  1. «Применение новых педагогических технологий» (Рахманова Ё.Р)
  2. «Применение нанотехнологий в медицине» (Косимова С.С.)
  3. «Правила регистрации лекарственных средств в Республике Узбекистан».  (Шоисломов Б.Ш.)
  4. «Проблемы педагогики» (Б.Зиямухамедов)

Докладчики ответили на   ряд вопросов.

2010 году  в Ташкентской Медицинской Академии во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан  от 10 ноября 1998 года «Государственная программа реформы здравоохранения Узбекистана» и  с целью обеспечения медицинских сестер общей практики практическими пособиями, в   2011 году был опубликовано и распространено среди медицинских колледжей практическое пособие «Сборник практических навыков  для медицинских сестер общей практики» для медицинских колледжей под редакцией  проректора по  сотрудничеству с колледжами и лицеями проф.Усманова Р.Ж. и заслуженного  работника здравоохранения, зав.кафедрой «ВОП и эндокринология» проф. Гадаева А.Г.

2011 году  директор  Академического Лицея ТМА, ассистент кафедры «Гистология и медицинская биология» Шермуратов А.Р.  опубликовал  учебное пособие  в   издательстве «SHIDASP» объемом 120 страниц для академических лицеев и колледжей «Экология растений и здоровье человека».

10 января 2012 года был организован практический семинар в Чиланзарском колледже преподавателями кафедры «Обшественные дисциплины №1» профессором Норкуловым Д.Т., преподавателями УмрзоковойН.А,Зикировой Н. по изучению книги Президента Республики Узбекистан «Узбекистан на пороге Независимости», в которой  дается описание  общественно-политической  деятельности по достижению Узбекистана Независимости. На семинаре участвовали преподаватели и учащиеся подшефных колледжей. В семинаре участвовали 48 преподавателей. В 2012 году директор Академического Лицея, ассистент «Гистология и медицинская биология» Шермуратов А.Р. и старший преподаватель  кафедры «Биофизика и информатика» Бозорбоев М.И. опубликовали в издательстве «SHIDASР»учебное пособие  «Основы экологический знаний» для школ, академических лицеев и профессиональных колледжей. Оно было передано ряду образовательных учреждений.

4 января 2013 года факультетом Высшего Медсестринского Образования  был проведен 8  учебно-методический семинар Ташкентской Медицинской Академии «Роль учебных центров  и межкафедральных учебно-научных лабораторий в подготовке специалистов высшего сестринского образования». В семинаре принимали преподаватели Алмазарского, Чиланзарского, Сырдарьинского медицинских колледжей и колледжей  имени П.Ф.Боровского и М.С.Турсунходжаева. Были представлены  помещения  Центра обучения  практических навыков   и  обучающие принципы  межпредметной интеграции  по  подготовки медсестер с высшим образованием.  23 января 2013 года Ташкентская Медицинская  Академия издала распоряжение №10 в целях исполнения решения  Республиканского Совета  по маънавияту и маърифату от 30 ноября 2012 года и телефонограммы  8-7-8/20 от  14.01.2013. 5 февраля 2013 года  в зале заседаний ректората Ташкентской Медицинской Академии с9.00-14.00 был проведен семинар-тренинг на тему «Актуальные задачи современности и влияние на них духовности и просветительства». Задача семинара воспитание молодежи в духе гармоничной духовности.

История отдела по работе с академическим лицеем и колледжами Ташкентской Медицинской  Академии

На основании Приказа № 39А от 2005 года Министерства Высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в 2005 году  в Ташкентской Медицинской Академии введена должность Проректора по работе со средними специальными, профессионально-техническими колледжами и академическими лицеями.

На основании примечания №1 Приказа №103 Министерства Высшего и средне-специального образования к Ташкентской Медицинской Академии прикреплены 8 медицинских колледжей, находящихся в городе Ташкенте, 5- в Ташкентской области,  4- в Джизакской области, всего 20 медицинских колледжей  и академических лицеев.

Согласно Приложению №2 приказа разработана программа действий проректора. После создания отдела по работе со средне-специальными профессионально-техническими колледжами и академическими лицеями был разработан Устав, где отражены основные задачи, штатные единицы и материально-техническая база отдела.

В 2005 году Проректором назначен профессор кафедры   «Анатомии »  ТМА  Р. Д. Усманов. В связи с назначением Р.Д.Усманова на должность директора  Ферганского филиала Ташкентской медицинской   академии с 2012 года эту должность занимал директор академического лицея А. Р. Шермуратов, в 2013-2014 годах доцент кафедры «Факультетской и  госпитальной хирургии»  И. Х. Магзумов. C 2015 года на должность проректора по работе с академическими лицеями и профессиональными колледжами назначен доцент Сайфиддин Рисбаевич Баймаков.

Отдел по работе с академическими лицеями и профессиональными колледжами руководила С.Т.Абдулкасимова, а настоящее время руководителем отдела является кандидат медицинских наук Ш.Ф.Усманова. В отделе работают  методисты М.К.Имамбердиева, М.К. Ишмухамедова, М.М.Закирова.

Направления сотрудничества   Ташкентской  медицинской  академии  с  академическим  лицеем  при  ТМА и прикреплёнными 

медицинскими  колледжами

 

На  основании  предложений  и  рекомендаций высказанных на  региональных семинарах  и  в  протоколах  заседаний  Министерства Здравоохранения  Республики  Узбекистан целесообразным  проведение  сотрудничества  с  медицинскими колледжами  в  9 направлениях.                                

Первое направление. Глубокое  разъяснение  знаний  по  духовно-просветительской  деятельности. В произведении Президента И.А. Каримова «Высокая духовность- непобедимая сила» говорится: « если мы  все  свои  силы  и  возможности направим  на  то,  чтобы  наши  дети  были  сильнее  и  грамотнее,  жили  счастливее  нас,  а  наш  народ  был  не  хуже  других  на  свете,  в  том  случае  проблема  нравственного  воспитания  будет  иметь  неоспоримое значение.  Если  мы  в  этом  вопросе  потеряем бдительность  и  чувствительность, ответственность и твердость, эту ответственную работу поставим на самотёк, без внимания, то потеряем духовность, направленную на священные ценности и лишимся исторической памяти и духовности, в конце концов мы отстранимся от всесторонне развитого пути, к которому мы стремились».

С этой точки зрения в академических лицеях и профессионально – технических колледжах поставлен вопрос о  нравственно- просветительском и духовном воспитании, что потребовало тесного сотрудничества высших учебных заведений со средне – специальными профессиональными  учебными заведениями.

Профессорско-преподавательский состав социально – гуманитарных кафедр ВУЗов провели с учащимися колледжей и академических  лицеевобщественно-политическое обучениес помощью круглых столов,            ознакомили их с произведениями  Президента, постановлениями Совета Министров, с содержанием и значением материалов Сессий Верховного Совета, а также в сотрудничестве привести  в действие исполнение приказов, постановлений, издаваемых Министерством Здравоохранения,   касающихся медицинских высших учебных заведений  с медицинскими колледжами и академическими лицеями. Важно проанализировать интересы учащихся, а проводить профориентацию профессорскопреподавательским составом  кафедр ТМА.

Психологи высших учебных  заведений  должны  проводить психологическое  тестирование, а также совместно  с   колледжами и академическими лицеями проводить нравственно-воспитательные мероприятия с целью воспитания учащихся в духе патриотизма и  преданности Родине, национальным традициям в воспитании их истинными гражданами своей Родины.

Второе направление. Усовершенствование учебно-методической работы. Подготовка в академических лицеях и профессиональных колледжах высококвалифицированных, конкурента способных специалистов отвечающих мировым стандартам связана,  с тем, в какой степени поставлена в учебном заведении учебно-методическая работа. Для того, чтобы поднять  на высокий уровень учебно-методическую работу, профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений успешно пользуется  научно-педагогическими знаниями в оказании помощи и  для достижения намеченных целей.

Совместная учебно-методическая работа высших учебных заведений, с профессионально-техническими колледжам и академическими лицеями включает в себя анализ  обеспеченности учебниками предметов, содержащихся в учебном плане, анализ методического обеспечения  и оказание практической помощи для устранения выявленных недостатков.

Со стороны профессорско-преподавательского состава академии для преподавателей академических лицеев и профессиональных колледжей организуются открытые занятия, создаются тексты лекцийдля  обеспечения  ими преподавателей академических лицеев. Профессорско-преподавательский состав создаёт тексты  лекций по  предметам. обеспечивает ими преподавателей колледжей. Обучают использованию в медицинских колледжах и академических лицеях телекоммуникаций, в том числе зиёнета и интернета, оказывают практическую помощь в процессе усвоения интерактивных методов обучения. На смежных кафедрах  организуют и анализируют совместную работу, изучают выполнение лабораторных и практических занятий и на основе выявленных недостатков, оказывают практическую помощь, ведут мониторинг.

Третье направление. Эффективное использование фонда информационных ресурсов. Создание учебников и учебной литературы нового поколения. Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан №- 381 «О создании обеспеченности населения республики библиотечной связью» от 20 июня 2006 г. Центр информационных ресурсов  оснащен  по всем современным требованиям. Все центры информационных ресурсов укомплектованы по всем направлениям средне-специального, профессионального образования. Вся учебная литература направлена на формирование профессионального кругозора и воспитания национальных традиций, чувства гордости за великую историю и наследие. Созданные в высших учебных заведениях информационные ресурсы создают все условия для совместной работы. Эта работа заключается в создании литературы нового поколения, анализируются созданные преподавателями колледжей программы, учебные пособия и учебники. На базе фонда информационных ресурсов создаются условия для совместной работы, формируются указания по организации работы отделов, обеспечивается участие ведущих ученых ВУЗов в проведении мероприятий различных мероприятий.

Четвертое направление. Проведение практических занятий для усовершенствования практического образования. Синтез полученных теоретических знаний с практикой является основным стержнем в становлении всесторонне развитого  специалиста. Овладение практическими навыками в клиниках учащимися медицинских колледжей, а также создание условий для применения практических занятий и прохождение производственной практики в ведущих клиниках ТМА считается одним из направлений сотрудничества. Проведение контрольных работ  по практическим занятиямв сотрудничестве с ВУЗами в целях усовершенствования практического образования, обеспечение участия в Государственной Аттестации профессорско-преподавательского состава ВУЗов, создание учебных видеофильмов по электронным пособиям для проведения лабораторных занятий по различным предметам. Изучается степень выполнения практических лабораторных занятий, оказывается практическая помощь на основе выявленных недостатков, проводятся мастер-классы и открытые практические занятия по обмену опытом профессорско-преподавательским составом ВУЗов, создаются и проводятся научно-практические конференции, семинары, также в клиниках ВУЗов создаются все условия для прохождения практических занятий и преддипломной практики учащимися колледжей.

Пятое направление. Обеспечение педагогическими кадрами. Повышение квалификации и переподготовка кадров. Согласно Постановлению  Совета Министров № 400 от 4 октября 2001 года «О мерах по усовершенствованию системы переподготовки педагогических кадров средне-специальных и профессиональных учреждений» предусматривает использование в учебном процессе современной инновационной технологии а также подготовку, переподготовку и повышение квалификации преподавателей средне-специального, профессионального образования в ведущих учебных центрах развитых стран с применением  на практике их передового международного педагогического опыта работы. Цель заключает в себе то, чтобы усилить сотрудничество ВУЗов со средне-специальным профессиональным образованием.

Обеспечение педагогическими кадрами высшие учебные заведения, профессиональные колледжи, академические лицеи, сотрудничество в повышении квалификации кадров и переподготовки высококвалифицированных преподавателей ВУЗов, создание из числа опытных, компетентных, конкурентоспособных преподавателей колледжей и академических лицеев курсы повышения квалификации, международные проекты, для повышения квалификации, обмена опытом. Тренеров отправлять на повышение квалификации в ведущие ВУЗы стран на тренинги, семинары для обмена опытом, проведение занятий по специальности с применением новых педагогических технологий. Проведение мастер классов,материалы которых помещать их в интернет для распространения опыта для всех академических лицеев и профессиональных колледжей  республики.

Шестое направление. Спортивные и оздоровительные мероприятия. В целях   претворения в жизнь постановления Совета Министров Республики Узбекистан от 4 ноября 2003 года, «О мерах по усилению и распространению массового спорта» широкая общественность, особенно среди учащихся академических лицеев и профессиональных, а также среди студентов ВУЗов проводится большая работа по претворению в жизнь важных задач по развитию общественного спорта. Совместная работа педагогических кадров ВУЗов, академических лицеев, профессиональных колледжей, кафедр физического воспитания ВУЗов, медицинских колледжей и академических лицеев включает в себя,  работу по оздоровлению, занятия спортом, проведении  диспансерного осмотра в территориально прикрепленных высших учебных заведениях, проведение различных спортивных соревнований среди преподавателей и учащихся колледжей, оказание практической помощи в организации отдыха в оздоровительных лагерях в период летних каникул для восстановления здоровья детей сирот, учащихся из малообеспеченных семей. Совместно с профессорско-преподавательским составом кафедры «Акушерства  и гинекологии» ведется пропаганда здорового образа жизни, подготовка учащихся к семейной жизни, репродуктивному оздоровлению, организуются беседы о СПИДе, наркомании.

Седьмое направление. Усиление материально-технической  базы.

В настоящее время большинство академических лицеев и профессиональных колледжей работает в новых современных зданиях. Многие учебные заведения реконструированы, оснащены современным учебным оборудованием, учебными пособиями, лабораторными принадлежностями и современными компьютерами. Все это успешно и плодотворно применяется на практике для повышения знаний, умений и навыков.  Вся совместная работа по укреплению материально-технических ресурсов и базы  ВУЗов направлена для изучения степени оснащения учебных аудиторий и лабораторий наглядными пособиями, в том числе муляжей и фантомов, слайдов и других учебных и наглядных пособий, предусматривается помощь спонсоров, привлечение внебюджетных средств, а также использование научной программы зарубежных государств.

Восьмое направление. Работа с одаренными учащимися. Научно-исследовательская работа.  В ведении проректоров по научной работе ВУЗов проводится определенная работа с одаренными студентами, а также проведение подготовки к предметным олимпиадам, научным конференциям, привлечение одаренных студентов к участию в научных исследованиях, организация публикаций работ и  статей в журналах и сборниках.

В академических лицеях и профессиональных колледжах также ведется подготовка учащихся к предметным олимпиадам, научным конференциям, учащиеся привлекаются к научным исследованиям, также организована работа по изданию материалов научных конференций в сборниках статей и журналов.

Девятое направление. Обеспечение занятости. Пропагандистская  и исследовательская работа.  Обеспечение занятости выпускников средне-специального, профессионального образования считается одним из приоритетных вопросов, стоящих на  первом месте   правительства Республики и Президента Республики Узбекистан.

В постановлении ПФ – 4232 Президента Республики Узбекистан от 28 июля 2010 года  «О дополнительных мерах по привлечению к предпринимательской деятельностивыпускников образовательных учреждений » даны соответствующие указания руководителям микрофирм, малых предприятий о создании оптимальных условий для широкого вовлечения выпускников профессиональных колледжей и академических лицеев, ВУЗов к предпринимательской деятельности.

Трудоустройство выпускников по своей избранной специальности, при отсутствии вакансии, выпускники имеют право заняться малым бизнесом и предпринимательством, ведется мониторинг,  оптимально организовать  сотрудничество  ВУЗов и  профессиональных колледжей.

Академическим лицеям и профессиональным колледжам вести совместную просветительскую и пропагандистскую работу, организовывать экскурсии в  медицинские библиотеки, музеи природы и биологии, экскурсии в академию (В ТМА), организовать встречи со знаменитыми  учеными-медиками республики, организовать трудоустройство выпускников академических лицеев и медицинских колледжей, организация  помощи в введение мониторинга, сбор сведений о  выпускниках, активизировать работу «Штаба выпускников» при ВУЗах.

Translate: Eng, Ўзб