ПРОСВЕЩЕНИЕ ПРОТИВ НЕВЕЖЕСТВА

Рузибаева Фируза

студентка 2 курса лечебного факультета

Ташкентской Медицинской Академии

Ученье свет, а не ученье тьма!

Еще за пять веков до нашей эры на Востоке раздались бла­гословенные слова: «Невежество есть тягчайшее преступле­ние» …

Что такое невежество? И почему оно приводит к таким колоссальным последствиям?

В словаре русского языка слову невежество дается такое определение: невежество — это недостаток знаний, необразованность, неразвитость, отсталость [1].  А в английском языке слово «невежественность» — ignorance- несёт содержательные дополнительные аспекты. Ignorance – это не только неведение, незнание, необразованность, неосведомленность, Ignore – это игнорировать, не обращать внимания, пропускать, не учитывать [3]. Есть и другая версия. Невежество происходит от словосочетания «не ведать», слово «ведать» неразрывно связано со знанием истины, с изначальными Ведами и Ведической культурой [4].

Какую версию мы бы не выбрали, слово невежество – это позиция и мера осведомленности, означающая, одновременно незнание и упрямое нежелание знать, узнавать и познавать.

Невежество ненавидит все, что ему недоступно. Отрицает все, что требует напряжения, усилия, изменения точки зрения. Человек, знающий что-либо никогда не скажет, что он знает. А невежественный человек, получив хоть каплю знания, ограничивается этой информацией и считает, что он знает все. Это всего лишь одна отрицательная черта невежества, называющаяся «всезнайством». Даже Сократ говорят: «Я знаю, что ничего не знаю». Одной из проблем нынешнего поколения и является «всезнайство». Ведь одумайтесь братья и сестры, то что вы знаете это «капля из целого океана»!

Примером невежества в целом может служить почти каждое открытие в науке великими учеными, которое отвергалось другими упрямыми учеными, вследствие чего многих ученых несправедливо обвиняли «шарлатанами», а их великие труды уничтожали, дабы не влиять на разум народа.

Никому и в голову не приходит, что между известными фактами и каким-то новым явлением может лежать море неизвестного, и тогда новое явление объявляется сверхъестественным и, следовательно, невозможным.

Именно из-за невежества рождаются братоубийства, предательства, примыкание к различным культовым движениям и ошибки, которые уносят за собой невинные жизни. Так почему же это происходит? По-моему, так как не хватает знаний, чтобы противостоять таким чуждым мыслям и действиям, уничтожающим все ценности человека в целом.

Противопоставлением невежеству является просвещение.

Просвещение (определение — франц. Lumiere, нем. Aufklarung, англ. Enlightenment) — особый тип мировоззрения в философии, характеризующий культурную жизнь Европы [5]. Можно выразить данное слово как передачу, распространения знаний и культуры, а также как систему воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в каком-либо государстве [6].

На узбекский язык, слово просвещение переводится как маърифат. Оно имеет арабское происхождение и также означает знание, познание и даже умение.  В нашей истории прошла плеяда просветителей — джадидов, которые боролись за независимость народа, через ее просвещение, путем приобретения знаний и повышения самосознания. Нам всем известна их трагическая кончина…

Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства кого-либо. Несовершеннолетие по собственной вине — это то, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения [2].

Можно прочитать 1000 книг и быть полной невеждой. А можно прочитать всего одну, но правильную книгу и ведать многое, хотя ведание также не означает начитанность, ибо знания не обязательно получать из книг или от людей — их можно получать и через свой внутренний голос.

Мы можем встретить невежество в его голом обличии в таких известных нам русских классических произведениях как «Недоросль» Д.И. Фонвизина, в комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя, в маленьком произведении «Собачье сердце» М.А. Булгакова, а также в пьесе «Гроза» А.Н. Островского.

Великие писатели в своих трудах олицетворяют невежество в лицах своих героев, проводя сравнительный анализ между невеждами и героями, которые были образованны. Таким манером, открывались глаза на явное наличие невежества.

В нашей стране просвещение против невежества приобрело новую форму. На 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН — инициатива «Просвещение против невежества и насилия» была предложена Президентом Шавкатом Миромоновичем Мирзиеевым, еще раз напомнил позицию Узбекистана в религиозно-просветительской сфере.

Невежество в религии является основной проблемой на данный момент как в нашей стране, так и в других странах, где проповедуется Ислам. История и сегодняшний день напоминает трагические события…

В истории зарождения Ислама, как известно, была эпоха невежества (джахилия), где люди заживо закапывали своих дочерей, состояли различные виды браков, многобожие, кровная месть, гнет и эксплуатация слабых.

И именно, Ислам принёс за собой просвещение и были прекращены греховные дела, совершаемые народом.

Хочу подчеркнуть, что говорится в хадисе: «Приобретение знаний – обязанность (фарз) каждого мусульманина (и мусульманки)» (Ат-Табарани) [7].

В еще одном хадисе говорится, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «В ночь мираджа мне показали обитателей Ада, большинство из них были бедняками». Сподвижники (да будет Аллах ими доволен) спросили: «О Посланник Аллаха, они были бедными по причине отсутствия имущества?» «Нет, по причине отсутствия знаний», – ответил Пророк (мир ему и благословение) (Имама Аль-Газали «Минхаджуль-абидин») [8].

«Знания – это душа Ислама и столп религии». Если мы не будем стремиться к знаниям, то наше же оружие (Коран и хадисы) будут использовать против нас самих всякие сектанты и лицемеры (мунафики), неправильно истолковывая и перевирая наши священные хадиси о Пророке и аяты Корана.

На сегодняшний день мы можем увидеть множество примеров невежества. К примеру, среди мусульман распространяются всякие сообщения, вроде этого: «Письмо из Саудовской Аравии», которое якобы из Медины, из высокочтимой мечети Пророка (мир ему и благословение) отправил какой-то шейх Ахмад, в котором люди насмехаются над мусульманами, предлагая размножить и разослать их друзьям. При этом утверждается, что если их раздать, то вы обретете счастье, в противном случае вас постигнет несчастье. Меня поражают мусульмане, которые боятся и распространяют подобную ересь. Это и есть явный признак того, что невежество является самой большой бедностью.

16 апреля 2018 был издан указ Президента «О мерах по коренному совершенствованию деятельности религиозно-просветительской сферы», где уделяется особое внимание широкому освещению гуманной сути религии на основе идеи «Просвещение против невежества», отражения в ней наших древних ценностей, таких как благородность, миролюбие и человечность; формирование сознания молодежи на основе глубокого изучения богатого культурного наследия наших предков, внесших неоценимый вклад в исламскую и мировую цивилизацию; повышение информированности населения, особенно молодежи, о реальной сущности и целях чуждых нам идей, ставящих религию в один ряд с насилием и кровопролитием и т.д.

Также на базе Исламской академии Узбекистана и Ташкентского исламского университета создается Международная Исламская Академия Узбекистана. В структуре Академии будет организован Центр повышения квалификации с региональными филиалами в Республике Каракалпакстан, Самаркандской, Наманганской и Сурхандарьинской областях.

Борьбу против невежества осуществляли и до нас и это будет после нас. Борьба с невежеством — процесс, идущий на протяжении всей истории человечества и связанный с накоплением знаний и доли свободно мыслящих людей. Обычно невежеству противопоставляется образованность, но это не совсем верно, так как образование, построенное на формальном заучивании чужих мыслей, сковывает разум и способно превратить свободного человека в раба.

С одной сторо­ны, открываются новые учебные заведения, одним видом своим как бы зовущие для последующих познаваний, но, с другой стороны, каждое необычное явление, не вошедшее еще в эле­ментарные учебники, оказывается достойным не только насме­шек, но и всяких гонений. Значит, гидра невежества не только в безграмотности, но и в окаменелости восприятий.

Прямой обязанностью нашего поколения, по моему мнению, является открытие своего разума для новшеств, меньшая доля критичности и скептицизма, а также приобретение бесчисленного количества «здоровой информации» в наши юные умы!

Использованная литература:

  1. Евгеньева А. П. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. Исследований. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.
  2. Иммануил Кант. «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» нем.«Beantwortung der Frage: Was ist Aufklaerung?» (1784)
  3. Николай Фокин. Экономический словарь неэкономических понятий. LibFox.Ru
  4. https://vk.com/page-10639945_33404101
  5. http://terme.ru/termin/prosveschenie.html
  6. https://cyberleninka.ru/article/n/o-sistematizatsii-pedagogicheskih-ponyatiy.pdf
  7. islam.ru/content/veroeshenie/43330
  8. http://www.islam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *