[ОКОЗ:
1.13.00.00.00 Образование. Наука. культура / 13.01.00.00 Образование / 13.01.01.00 Общие положения;
2.14.00.00.00 Здравоохранение. Физическая культура. Спорт. Туризм / 14.01.00.00 Здравоохранение / 14.01.01.00 Общие положения / 14.01.01.01 Управление в сфере здравоохранения]
[ТСЗ:
1.Социально-культурные вопросы / Здравоохранение. Санитарное законодательство;
2.Социально-культурные вопросы / Образование]
Постановление
Президента Республики Узбекистан
О мерах по дальнейшему развитию системы медицинского и фармацевтического образования и науки
[Извлечение]
В стране последовательно реализуется комплекс мер по модернизации национального медицинского и фармацевтического образования, внедрению в данную сферу международных образовательных стандартов, проведению комплексных научных исследований по актуальным проблемам охраны здоровья населения, а также созданию эффективной системы духовно-нравственного воспитания обучающейся молодежи.
Вместе с тем сохраняющийся дефицит врачей общей практики и узких специалистов в отдаленных и труднодоступных регионах республики, недостаточная практическая подготовка в медицинских образовательных учреждениях, а также слабое внедрение современных форм и методов организации непрерывного профессионального образования требуют принятия неотложных мер по дальнейшему совершенствованию системы подготовки медицинских и фармацевтических кадров, определению перспективных направлений ее развития на среднесрочный период.
В соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах и Концепции развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019 — 2025 годы, а также в целях дальнейшего совершенствования системы медицинского и фармацевтического образования и науки, обеспечения ее интеграции в практическое здравоохранение и повышения уровня оказания медицинской помощи:
- Считать важнейшими направлениями дальнейшего развития системы медицинского и фармацевтического образования и науки:
организацию подготовки врачей узких специальностей по востребованным направлениям из числа врачей общей практики для учреждений первичной медико-санитарной помощи;
внедрение кредитно-модульной системы обучения в процессы подготовки и непрерывного профессионального образования медицинских и фармацевтических кадров;
децентрализацию системы переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров, обеспечение их полного охвата непрерывным профессиональным образованием;
обеспечение мониторинга и персонального учета процесса обучения медицинских и фармацевтических кадров на курсах переподготовки и повышения квалификации;
развитие медицинской и фармацевтической науки, а также инноваций в сфере здравоохранения и доведение их до мирового уровня, обеспечение интеграции в глобальное научное пространство;
развитие клиник, учебных и учебно-производственных баз медицинских и фармацевтических учреждений в целях обеспечения непрерывности подготовки кадров, интеграции образования, науки и практики.
- Утвердить:
План практических мер по дальнейшему развитию системы медицинского и фармацевтического образования и науки согласно приложению № 1;
Индикаторы оценки качества развития медицинского и фармацевтического образования и науки до 2025 года согласно приложению № 2;
Перечень направлений медицинского и фармацевтического высшего образования, сроки обучения и присваиваемые квалификации выпускникам, согласно приложению № 3;
Перечень направлений среднего специального медицинского образования, сроки обучения и присваиваемые квалификации выпускникам, согласно приложению № 4;
организационную структуру учреждений подготовки, переподготовки и непрерывного профессионального образования медицинских и фармацевтических кадров системы здравоохранения Республики Узбекистан согласно приложению № 5.
- Определить Министерство здравоохранения Республики Узбекистан уполномоченным государственным органом в области медицинского и фармацевтического образования и науки.
Предоставить Министерству здравоохранения Республики Узбекистан право:
разрабатывать в установленном порядке государственные образовательные стандарты, утверждать квалификационные требования, учебные планы и учебные программы подготовки, переподготовки и непрерывного профессионального образования медицинских и фармацевтических кадров с учетом обеспечения интеграции учебного процесса с практикой и передового международного опыта;
самостоятельно вносить в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по изменениям и дополнениям в классификаторы направлений и специальностей медицинского и фармацевтического образования;
осуществлять самостоятельное нормирование труда профессорско-преподавательского состава с учетом специфики медицинского и фармацевтического обучения (в том числе в условиях кредитно-модульной системы обучения), основываясь на учете рабочего времени исключительно по мероприятиям учебного и практического характера, а также стимулирование выполнения педагогическими работниками научно-методической, научно-исследовательской, организационно-методической, духовно-нравственной и воспитательной работы;
обеспечивать единое организационное и учебно-методическое руководство процессом переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров в системе непрерывного профессионального образования;
определять размеры стоимости обучения в клинической ординатуре (резидентуре) на платно-контрактной основе исходя из складывающихся совокупных затрат на обучение.
- Принять предложение Министерства здравоохранения, Министерства высшего и среднего специального образования и Министерства экономики и промышленности Республики Узбекистан об организации подготовки врачей узких специальностей по востребованным направлениям для учреждений первичной медико-санитарной помощи на курсах целевой первичной специализации со сроком обучения не менее одного года.
Установить порядок, в соответствии с которым:
на курсы целевой первичной специализации принимаются лица из числа врачей общей практики на основе заявок государственных медицинских организаций системы Министерства здравоохранения Республики Узбекистан и территориальных органов управления здравоохранением, сформированных исходя из показателей дефицита кадров по соответствующим направлениям;
целевая первичная специализация врачей проводится в Ташкентском институте усовершенствования врачей и медицинских высших образовательных учреждениях в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на их содержание;
по завершении курсов целевой первичной специализации врачам выдается сертификат установленного образца, предоставляющий право осуществлять деятельность по профилю полученной специальности только в государственных учреждениях первичной медико-санитарной помощи;
врачи, прошедшие курсы целевой первичной специализации, должны отработать по профилю полученной узкой специальности в учреждениях, направивших их на обучение, не менее трех лет;
порядок, программы и сроки обучения на курсах целевой первичной специализации врачей по востребованным направлениям, квота и порядок отбора лиц, направляемых на курсы целевой первичной специализации, определяются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
- Министерству здравоохранения Республики Узбекистан:
а) внедрить с 2019/2020 учебного года для медицинских и фармацевтических кадров систему непрерывного профессионального образования, основанную на кредитно-модульной системе обучения и предусматривающую ежегодное повышение квалификации на базе проблемно ориентированных модульных учебных программ, семинаров, конференций, вебинаров, мастер-классов, симуляционных тренингов и других обучающих курсов;
б) предоставить следующим учреждениям, аккредитованным в установленном порядке, право обучения медицинских и фармацевтических кадров на основе системы непрерывного профессионального образования:
медицинские и фармацевтические высшие образовательные учреждения, в том числе негосударственные;
республиканские специализированные научно-практические медицинские и научные центры, их филиалы, научно-исследовательские институты;
территориальные многопрофильные медицинские центры.
Определить, что по итогам обучения на основе системы непрерывного профессионального образования выдается сертификат установленного образца о зачислении набранных кредитов, учитываемых при индивидуальном лицензировании врачей и провизоров;
в) до 1 декабря 2019 года создать на официальном веб-сайте Министерства здравоохранения Республики Узбекистан специальный портал «Непрерывное профессиональное образование», обеспечивающий возможность мониторинга и ведения персонального учета объемов обучения каждого медицинского и фармацевтического работника на курсах переподготовки и повышения квалификации.
- Установить объемы кредитов, набираемых при непрерывном профессиональном медицинском образовании, согласно приложению № 6.
- Согласиться с предложением Министерства здравоохранения Республики Узбекистан об обеспечении непрерывности подготовки кадров, а также интеграции процессов образования и науки с медицинской практикой, предусматривающей:
организацию современного медицинского образовательного кластера путем создания на базе первой, второй и третьей клиник Ташкентской медицинской академии Многопрофильной клиники Ташкентской медицинской академии;
введение в структуры медицинских и фармацевтических высших образовательных учреждений должности проректора (заместителя директора) по лечебной (практической) работе и образование отделов по работе с клиническими (учебными) базами со штатной численностью две единицы, финансируемые за счет внебюджетных средств данных учреждений;
организацию в медицинских высших образовательных учреждениях анатомических моргов, учебно-биологических лабораторий (вивариев) и научно-исследовательских лабораторий с их содержанием в пределах бюджетных и внебюджетных средств учреждений;
создание в Ташкентском институте усовершенствования врачей и медицинских высших образовательных учреждениях учебно-симуляционных центров.
Министерству здравоохранения Республики Узбекистан в двухмесячный срок принять организационно-практические меры по реорганизации медицинских организаций, предусмотренных настоящим пунктом.
- Определить, что:
а) клиники медицинских высших образовательных учреждений:
являются структурными подразделениями медицинского высшего образовательного учреждения и основной базой для преподавания клинических дисциплин, а также активно участвуют в организации образовательного процесса, оказании специализированной помощи населению, проведении научно-исследовательских работ в области медицины совместно с сотрудниками кафедр;
обеспечивают формирование не менее 50 процентов врачебного персонала клиники из числа профессорско-преподавательского состава кафедр медицинского высшего образовательного учреждения;
обеспечивают сотрудников кафедр медицинского высшего образовательного учреждения необходимым количеством учебных аудиторий согласно расписанию и учебному плану, а также условиями для проведения педагогической и научно-исследовательской деятельности;
б) главные врачи клиник медицинских высших образовательных учреждений:
назначаются на должность и освобождаются от должности министром здравоохранения Республики Узбекистан по представлению Совета медицинского высшего образовательного учреждения путем тайного голосования;
несут персональную ответственность за обеспечение организации полноценной образовательной, лечебно-диагностической и научной деятельности сотрудников кафедр.
- Установить с 2019/2020 учебного года:
врачам, проработавшим не менее трех лет в государственных учреждениях первичного звена здравоохранения в отдаленных и труднодоступных регионах республики, перечень которых утверждается министром здравоохранения Республики Узбекистан, предоставляются дополнительные баллы в размере 30 процентов от суммы набранных баллов по итогам конкурсных испытаний при поступлении в клиническую ординатуру (резидентуру);
почасовую оплату руководителю клинических ординаторов (резидентов) за руководство одним клиническим ординатором (резидентом) из расчета 100 часов в год в пределах средств, предусмотренных в бюджетных сметах расходов медицинских высших образовательных учреждений, институтов повышения квалификации, республиканских специализированных научно-практических медицинских центров, научно-исследовательских институтов и их филиалов, а также за счет средств, поступающих за обучение клинических ординаторов (резидентов) на платно-контрактной основе.
Предоставить руководителям медицинских высших образовательных учреждений право устанавливать ежемесячные персональные надбавки в размере до 100 процентов от должностного оклада квалифицированным специалистам, привлеченным из лечебно-профилактических учреждений для участия в преподавательской деятельности за счет средств, поступающих за обучение на платно-контрактной основе.
- Министерству здравоохранения Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок обеспечить:
разработку государственных образовательных стандартов высшего медицинского и фармацевтического образования, требований повышения квалификации и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров путем внедрения кредитно-модульной системы обучения;
усиление практической составляющей в образовательном процессе за счет увеличения учебных часов по доклиническим и клиническим модулям, в том числе для клинической учебной практики;
совершенствование процесса обучения в магистратуре и клинической ординатуре (резидентуре) за счет внедрения кредитно-модульной системы, с оптимизацией сроков обучения исходя из сложности овладения практическими навыками;
разработку и внедрение с учетом передового международного опыта нормативов по кредитам за период обучения, а также контроль за освоением учащимися и студентами знаний и навыков по каждому модулю с учетом 100-балльной рейтинговой системы.
- Министерству здравоохранения Республики Узбекистан:
обеспечить с 2020 года проведение ежегодной международной медицинской олимпиады имени Ибн Сино по клиническим дисциплинам среди студентов медицинских и фармацевтических высших образовательных учреждений и учащихся медицинских колледжей, а также международных научных конкурсов имени Ибн Сино среди молодых ученых за счет средств международных финансовых институтов, благотворительных пожертвований физических и юридических лиц, а также внебюджетных средств медицинских и фармацевтических образовательных учреждений;
ежегодно в срок до 1 сентября утверждать для учреждений и подразделений системы переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров графики обучения на курсах непрерывного профессионального образования в разрезе регионов республики на основе заявок государственных медицинских организаций и территориальных органов управления здравоохранением.
- Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан в месячный срок разработать комплексный план мер по внедрению льготных высокоскоростных интернет-тарифов для медицинских и фармацевтических образовательных учреждений, республиканских научно-практических центров и их филиалов, научно-исследовательских институтов.
- Признать утратившими силу абзац второй пункта 2 и пункт 3 постановления Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2017 года № ПП-2956 «О мерах по дальнейшему реформированию системы медицинского образования в Республике Узбекистан», а также приложение к нему.
- Министерству здравоохранения совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:
проект правительственного решения об утверждении типового положения о клиниках медицинских высших образовательных учреждений, учебных и учебно-производственных базах фармацевтических образовательных учреждений;
предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
- Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на советника Президента Республики Узбекистан А.А. Абдувахитова и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан А.А. Абдухакимова.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
г. Ташкент,
6 мая 2019 г.,
№ ПП-4310
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2019 года № ПП-4310
План практических мер
по дальнейшему развитию системы медицинского и фармацевтического образования и науки
№ | Наименование мероприятий | Механизм реализации | Источники финансирования | Сроки исполнения | Ответственные исполнители |
I. Совершенствование высшего и среднего специального медицинского и фармацевтического образования | |||||
1. | Поэтапная организация, начиная с 2020/2021 учебного года, учебного процесса в высших и средних специальных медицинских и фармацевтических образовательных учреждениях, основанного на кредитно-модульной системе обучения.
Разработка и утверждение Положения о внедрении кредитно-модульной системы обучения в медицинских и фармацевтических образовательных учреждениях с учетом передовых международных тенденций и особенностей отечественного медицинского и фармацевтического образования. |
Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан | — | 1 февраля 2020 года |
Минздрав
(Шадманов), Минвуз (Маджидов) |
2. | Создание в медицинских и фармацевтических высших образовательных учреждениях международных факультетов совместно с ведущими зарубежными образовательными учреждениями, с организацией обучения на русском и английском языках, в том числе:
с 2019/2020 учебного года — в Ташкентском педиатрическом медицинском институте, Ташкентском государственном стоматологическом институте, Ташкентском фармацевтическом институте, Андижанском, Самаркандском и Бухарском государственных медицинских институтах; с 2020/2021 учебного года — в Ташкентской медицинской академии. |
Соглашения с зарубежными высшими образовательными учреждениями, приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан | Внебюджетные средства соответствующих высших образовательных учреждений | 1 сентября 2019 года |
Минздрав
(Шадманов), Минвуз (Маджидов), МИД (Камилов) |
3. | Расширение международного сотрудничества между отечественными и ведущими зарубежными учреждениями в сфере медицины и образования путем:
организации повышения квалификации и стажировки преподавателей, научных и медицинских работников республики в ведущих зарубежных образовательных и медицинских учреждениях; приглашения зарубежных ученых, преподавателей, специалистов для проведения обучения, мастер-классов и обмена опытом; организации международных конференций и семинаров, проведения совместных международных научных исследований. |
Комплекс мер исполнителей, приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан | Бюджетные средства, выделяемые на эти цели, средства благотворителей и МФИ, внебюджетные средства медицинских высших образовательных учреждений | На постоянной основе | Минздрав
(Шадманов), Минвуз (Маджидов), МИД (Камилов) |
4. | Поэтапное создание в 2019 — 2022 годах в медицинских высших образовательных учреждениях и Ташкентском институте усовершенствования врачей учебно-симуляционных центров для обучения практическим навыкам с целью повышения качества подготовки медицинских специалистов. | Организационно-практические меры | Средства МФИ и благотворителей, внебюджетные средства учреждений, централизованные средства в рамках инвестиционных программ Республики Узбекистан |
2019 — 2022 годы | Минздрав
(Шадманов), Мининновации (Абдурахмонов), Министерство инвестиций (Умурзаков) |
5. | Организация в медицинских высших образовательных учреждениях анатомических моргов, учебно-биологических лабораторий (вивариев) и научно-исследовательских лабораторий. | Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан,
организационно-практические меры |
В пределах бюджетных и внебюджетных средств учреждений | 1 сентября 2019 года 2019/2020 учебный год |
Минздрав
(Шадманов), Минвуз (Маджидов), Минфин (Ашрафханов) |
6. | Совершенствование деятельности клиник медицинских высших образовательных учреждений, клинических и учебных баз высших и средних специальных медицинских и фармацевтических образовательных учреждений путем обеспечения интеграции образования, науки и практики, с максимальным использованием их мощностей для образовательного процесса.
Утверждение перечней: клинических баз медицинских высших и средних специальных образовательных учреждений из числа учреждений здравоохранения для прохождения учебной клинической практики; учебных и учебно-производственных баз высших и средних специальных медицинских и фармацевтических образовательных учреждений. Обеспечение полного размещения соответствующих кафедр медицинских высших образовательных учреждений в клиниках при них, а также на утвержденных клинических и учебных базах, с учетом требований СанПиН, предъявляемых к учебным аудиториям. |
Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан, комплекс организационных мер исполнителей | В пределах бюджетных и внебюджетных средств учреждений | 15 ноября 2019 года |
Минздрав
(Шадманов) |
7. | Дальнейшее совершенствование нормативных документов по организации образовательного процесса в медицинских и фармацевтических высших образовательных учреждениях.
Разработка и утверждение: квалификационных характеристик, компетенций выпускников, обновленных учебных планов и учебных программ высшего, среднего специального медицинского и фармацевтического образования; норм времени профессорско-преподавательского состава медицинских и фармацевтических высших образовательных учреждений с учетом специфики медицинского и фармацевтического обучения. |
Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан | — | 1 августа 2019 года |
Минздрав
(Шадманов) |
8. | Разработка и утверждение Положения о порядке проведения производственной практики для учащихся медицинских и фармацевтических образовательных учреждений, в том числе по программам бакалавриата, магистратуры и клинической ординатуры (резидентуры), предусматривающего:
интеграцию медицинских и фармацевтических образовательных учреждений с государственными и частными медицинскими и фармацевтическими организациями; академическую мобильность студентов между медицинскими и фармацевтическими образовательными учреждениями республики; прохождение практики в течение семестров учебного года (зимняя и летняя производственная практика); проведение контроля знаний и качества приобретенных практических навыков до окончания учебного года, результаты которого учитываются при переводе на следующий курс обучения; внедрение контроля практических знаний в виде практического экзамена и проведения контроля учебной практики (качественный и количественный). |
Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан | — | 1 ноября 2019 года |
Минздрав
(Шадманов) |
9. | Разработка и утверждение:
Положения о порядке проведения интегрированных клинических и доклинических экзаменов в медицинских образовательных учреждениях как основного переводного экзамена с курса на курс; обновленного Порядка проведения государственных экзаменов с первичной аккредитацией выпускников бакалавриата, магистратуры, клинической ординатуры (резидентуры), предусматривающего независимый, прозрачный, справедливый механизм проведения государственных экзаменов с первичной аккредитацией путем широкого привлечения экспертов из числа организаций-заказчиков кадров в состав государственной аттестационной комиссии. |
Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан | — | 10 декабря 2019 года |
Минздрав
(Шадманов) |
10. | Размещение клинической базы Ташкентского института усовершенствования врачей в Республиканской клинической больнице № 1.
Размещение клинических баз Термезского филиала Ташкентской медицинской академии и Ферганского филиала Ташкентской медицинской академии в соответствующих областных многопрофильных медицинских центрах. |
Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан | В пределах бюджетных и внебюджетных средств
учреждений |
1 ноября 2019 года |
Минздрав
(Шадманов) |
11. | Подготовка и опубликование в виде брошюры и серийный выпуск единой формы «Клятвы врача Республики Узбекистан» с учетом традиций врачевания великих целителей Гиппократа и Ибн Сино для учащихся и выпускников высших и средних специальных медицинских и фармацевтических образовательных учреждений. | Организационно-практические меры | Внебюджетные средства учреждений | 1 августа
2019 года |
Минздрав
(Шадманов) |
12. | Создание тематических телепередач по освещению организации подготовки и непрерывного профессионального образования медицинских и фармацевтических кадров, в том числе с привлечением ведущих отечественных и зарубежных ученых и специалистов сферы здравоохранения. | Комплекс организационных мер исполнителей | — | 1 сентября
2019 года |
НТРК
(Ходжаев), Минздрав (Шадманов) |
13. | Создание научно-практического образовательного журнала «Медицинское образование и наука», в том числе в электронном формате, для преподавателей, научных сотрудников медицинских высших образовательных учреждений, научно-исследовательских центров, научно-исследовательских институтов, медицинских колледжей, а также медицинских работников с обеспечением публикаций:
положительного международного опыта в сфере медицинского образования, науки, практики и инноваций, итогов повышения квалификации медицинских и научных работников за рубежом; информации о современных тенденциях развития медицины, международных рекомендациях, протоколах, стандартах, нововведениях в профилактике, диагностике и лечении заболеваний, передовых технологиях создания медицинских изделий и оборудования, фармацевтических препаратов с последующим их внедрением в практическое здравоохранение. |
Организационно-практические меры | Внебюджетные средства, поступающие от реализации журнала | 1 декабря 2019 года |
Минздрав
(Шадманов) |
14. | Внедрение с 2019/2020 учебного года порядка:
регулярного чтения циклов лекций и проведения мастер-классов в медицинских и фармацевтических образовательных учреждениях ведущими специалистами и учеными республиканских специализированных научно-практических медицинских центров, научно-исследовательских институтов по передовым технологиям медицины и фармации; вертикальной интеграции клинических и доклинических дисциплин путем регулярного привлечения специалистов-клиницистов республиканских специализированных научно-практических медицинских центров, научно-исследовательских институтов и профессорско-преподавательского состава клинических дисциплин медицинских высших образовательных учреждений в преподавание доклинических дисциплин, с учетом специфики деятельности медико-биологических кафедр, анатомических моргов, учебно-биологических лабораторий (вивариев) и др. |
Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан | В пределах бюджетных и внебюджетных средств учреждений | 1 сентября 2019 года |
Минздрав
(Шадманов) |
15. | Совершенствование механизма обеспечения медицинских и фармацевтических высших образовательных учреждений учебной литературой, предусматривающее:
создание при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан Координационного совета по утверждению учебной литературы для медицинского и фармацевтического образования; создание перечня рекомендуемой учебной литературы ведущих зарубежных медицинских и фармацевтических образовательных учреждений, а также расширение практики ее использования; разработку и внесение предложений по созданию современных форм и видов учебной литературы, в том числе в электронном формате, для системы медицинского и фармацевтического образования. |
Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан, комплекс организационных мер | В пределах бюджетных и внебюджетных средств, предусмотренных на эти цели | 2019-2020 годы | Минздрав
(Шадманов) |
II. Совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров | |||||
16. | Внедрение для медицинских и фармацевтических кадров системы непрерывного профессионального образования, основанной на кредитно-модульной системе обучения и предусматривающей ежегодное повышение квалификации на базе проблемно ориентированных модульных учебных программ на семинарах, конференциях, вебинарах, мастер-классах, симуляционных тренингах и других обучающих курсах по международным стандартам. | Комплекс организационных мер | — | С 2019/2020 учебного года | Минздрав
(Шадманов) |
17. | Установление нормативов соотношения среднегодовой численности слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров на одного преподавателя на 25 процентов ниже установленных в медицинских и фармацевтических высших образовательных учреждениях нормативов соотношения численности студентов на одного преподавателя по соответствующим направлениям образования бакалавриата. | Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан | В пределах бюджетных средств, выделяемых на эти цели, средства, поступающие от платных курсов обучения | С 2019/2020 учебного года | Минздрав
(Шадманов) |
III. Совершенствование медицинской науки | |||||
18. | Создание на сайте Министерства здравоохранения Республики Узбекистан раздела, посвященного достижениям медицинской науки по приоритетным направлениям в области здравоохранения. | Комплекс организационных мер | — | 1 августа
2019 года |
Минздрав
(Шадманов) |
19. | Обеспечение доступа научных работников и преподавателей медицинских научных учреждений и высших образовательных учреждений к зарубежным электронным информационным ресурсам мировой научно-технической информации. | Комплекс организационных мер | Средства МФИ и благотворителей, внебюджетные средства медицинских ВОУ | 1 июля 2019 года |
Минздрав
(Шадманов), Минвуз (Маджидов), Мининновации (Абдурахмонов) |
20. | Повышение качества выполняемых научных исследований, в том числе путем:
соблюдения международных стандартов в области научных исследований и публикации их результатов в цитируемых международных научных журналах, входящих в системы Scopus, Web of Science, Thomson Reuters и др.; создания условий для вхождения отечественных научных журналов в области медицины и фармацевтики в международные базы данных публикаций Scopus, Web of Science, Thomson Reuters и др. |
Комплекс организационных мер исполнителей | — | На постоянной основе | Минздрав
(Шадманов), Мининновации (Абдурахмонов) |
21. | Создание общества молодых ученых в республиканских специализированных научно-практических медицинских центрах и их филиалах, научно-исследовательских институтах, медицинских и фармацевтических высших образовательных учреждения на общественных началах.
Совершенствование работы сети студенческих научных кружков, проведение конференций и конкурсов молодых ученых. |
Комплекс организационных мер исполнителей | — | 15 июня 2019 года |
Минздрав
(Шадманов) |
IV. Совершенствование системы развития кадровых ресурсов здравоохранения | |||||
22. | Внедрение механизма и обеспечение составления постоянно обновляемого электронного реестра кадров здравоохранения с целью совершенствования планирования и использования кадровых ресурсов.
Создание информационной системы по учету и мониторингу кадровой обеспеченности системы здравоохранения. |
Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан,
создание информационной системы |
Внебюджетные средства Министерства здравоохранения Республики Узбекистан | 1 июня
2019 года 1 декабря |
Минздрав
(Шадманов), Мининфоком (Садыков) |
23. | Совершенствование подготовки управленческих кадров здравоохранения и специалистов медицинских организаций, основанное на современных принципах управления качеством и стандартах, широком спектре профессиональных знаний и навыков (юридических, экономических, психологических, социологических и др.) управления кадрами. | Комплекс организационных мер | — | На постоянной основе | Минздрав
(Шадманов) |
24. | Разработка и внедрение с учетом международного опыта и стандартов современных, прозрачных и справедливых механизмов трудоустройства, гарантийного карьерного роста, объективное использование механизма ротации, внешней и внутренней оценки деятельности медицинских и фармацевтических работников. | Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан. | — | 1 августа 2019 года |
Минздрав
(Шадманов), Минтруд (Кудбиев) |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2019 года № ПП-4310
Индикаторы
оценки качества развития медицинского и фармацевтического образования и науки до 2025 года
№ | Индикаторы | 2019 г. | 2021 г. | 2025 г. |
I. Качественная оценка кадрового состава образовательного учреждения | ||||
1. | Индикатор остепененности (доля докторов и кандидатов наук, в том числе профессоров и доцентов, от штатного числа профессорско-преподавательского состава (далее — ППС) | 40 % | 45 % | 55 % |
2. | Индикатор зарубежной стажировки (доля ППС, прошедшего клиническую стажировку в ведущих госпиталях мира, от общего числа ППС) | 10 % | 15 % | 20 % |
3. | Индикатор подготовки молодых специалистов (доля магистров, клинических ординаторов и научных работников от общего числа ППС) | 25 % | 30 % | 70 % |
4. | Индикатор повышения квалификации (доля персонала, прошедшего курсы повышения квалификации) в системе непрерывного профессионального образования | 32 % | 45 % | 80 % |
5. | Индикатор участия в международных конференциях, форумах и других аналогических мероприятиях (доля участвовавшего ППС от общего числа ППС) | 25 % | 30 % | 70 % |
6. | Индикатор престижности (доля ППС, отмеченного государственными наградами и премиями, от общего числа ППС) | 4 % | 7 % | 15 % |
7. | Индикатор знания иностранных языков с уровнем не ниже среднего (доля ППС, владеющего английским и другими иностранными языками, от общего числа ППС) | 25 % | 30 % | 50 % |
8. | Индикатор владения информационными технологиями (доля ППС, владеющего информационными технологиями, от общего числа ППС) | 40 % | 45 % | 70 % |
II. Уровень оснащенности и обеспеченности образовательного учреждения | ||||
9. | Учебные помещения в собственной клинике медицинских высших образовательных учреждений (отвечающие требованиям и нормам СанПИН к учебным аудиториям) | 20 % | 30 % | 90 % |
10. | Учебные помещения на клинических базах медицинских высших образовательных учреждений (отвечающие требованиям нормам СанПИН к учебным аудиториям) | 20 % | 25 % | 75 % |
11. | Индикатор оснащенности учебным оборудованием | 30 % | 35 % | 55 % |
12. | Индикатор оснащенности лабораторным оборудованием | 40 % | 45 % | 65 % |
13. | Индикатор оснащенности лечебно-диагностическим оборудованием | 35 % | 40 % | 60 % |
14. | Индикатор высокотехнологичной оснащенности (число единиц оборудования высоких технологий последних 5 лет к общему числу единиц оборудования) | 15 % | 20 % | 35 % |
15. | Индикатор оснащенности образовательных учреждений симуляционными центрами | 45 % | 50 % | 70 % |
16. | Индикатор оснащенности образовательных учреждений экспериментально-биологическими лабораториями (вивариями) | 30 % | 35 % | 70 % |
17. | Индикатор оснащенности образовательных учреждений анатомическими моргами | — | 65 % | 80 % |
18. | Показатель компьютеризации в образовательных учреждениях (процентное отношение числа единиц компьютерной, теле-, видеотехники к числу ППС и обучающихся в образовательных учреждениях) | 45 % | 50 % | 70 % |
19. | Показатель информатизации образовательных учреждений (доля электронного документооборота от общего ведения документации из расчета на одного члена ППС) | 15 % | 20 % | 60 % |
20. | Индикатор образовательных ресурсов (наличие образовательного портала, веб-сайта и электронной почты, библиотечных ресурсов, медиатеки, интерактивных пособий в учебном, научном, лечебно-диагностическом процессе) | 55 % | 60 % | 80 % |
21. | Процент образовательных программ, аккредитованных по международным стандартам | 5 % | 10 % | 30 % |
22. | Процент программ высшего медицинского и фармацевтического образования, прошедших реформирование с учетом международных стандартов | 40 % | 50 % | 80 % |
23. | Процент программ повышения квалификации и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров, прошедших реформирование с учетом международных стандартов | 40 % | 50 % | 80 % |
III. Научно-исследовательский потенциал образовательного учреждения | ||||
24. | Показатель результативности научных исследований (отношение числа ППС, достигшего научных результатов, — патентов на изобретения, рационализаторских предложений и других работ по внедрению к общему количеству ППС образовательных учреждений) | 15 % | 20 % | 35 % |
25. | Индикатор опубликованности (число научных публикаций на одного штатного из числа ППС образовательных учреждений в республике и за рубежом за последние 5 лет) | 30 % | 35 % | 55 % |
26. | Индикатор цитируемости (доля опубликованных научных работ ППС образовательных учреждений, на которые ссылаются другие авторы, от общего числа опубликованных работ образовательных учреждений) | 15 % | 20 % | 40 % |
27. | Индикатор международного сотрудничества ППС образовательных учреждений (доля ППС, принимающего участие в реализации программ международного уровня, от общего числа ППС образовательных учреждений) | 15 % | 20 % | 25 % |
IV. Качественная оценка обучающихся, студентов бакалавриата и магистратуры, клинических ординаторов (резидентов) образовательного учреждения | ||||
28. | Индикатор количества выпускников бакалавриата, магистратуры, клинической ординатуры (резидентуры), медицинских колледжей, успешно сдавших государственный экзамен (доля выпускников, успешно сдавших государственный экзамен, от общего числа выпускников образовательного учреждения) | 80 % | 85 % | 95 % |
29. | Индикатор количества выпускников бакалавриата, магистратуры, клинической ординатуры (резидентуры), успешно прошедших первичную аккредитацию (доля выпускников, успешно прошедших первичную аккредитацию, от общего числа выпускников образовательного учреждения) | — | 75 % | 80 % |
30. | Индикатор студенческой мобильности (доля обучающихся, прошедших клиническое обучение и стажировку в ведущих госпиталях мира от общего числа обучающихся) | 5 % | 10 % | 20 % |
31. | Индикатор участия в международных конференциях, форумах и других аналогичных мероприятиях (доля участвовавших обучающихся от общего количества обучающихся) | 5 % | 10 % | 20 % |
32. | Индикатор знания иностранных языков с уровнем не ниже среднего (доля обучающихся, владеющих английским и другими иностранными языками, от общего числа обучающихся) | 40 % | 45 % | 55 % |
33. | Индикатор владения информационными технологиями (доля обучающихся, владеющих информационными технологиями, от общего числа обучающихся) | 45 % | 50 % | 70 % |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2019 года № ПП-4310
ПЕРЕЧЕНЬ
направлений медицинского и фармацевтического высшего образования, сроки обучения и присваиваемые квалификации выпускникам
№ | Направление образования | Срок обучения | Квалификация после окончания |
1. | Лечебное дело | 6 лет | Врач общей практики |
2. | Профессиональное образование (лечебное дело) | 6 лет | Врач общей практики — педагог |
3. | Педиатрическое дело | 6 лет | Врач-педиатр общий |
4. | Военная медицина (лечебное дело) | 6 лет | Военный врач |
5. | Медико-биологическое дело | 4 года | Специалист фундаментальной медицины |
6. | Медико-профилактическое дело | 5 лет | Врач гигиенист-эпидемиолог |
7. | Стоматология | 5 лет | Врач-стоматолог общий |
8. | Высшее медсестринское дело (на базе среднего специального профессионального медицинского образования) | 3 года | Специалист высшего медсестринского дела |
9. | Клиническая психология | 5,5 лет | Клинический психолог — социальный работник |
10. | Фармация | 5 лет | Фармацевт |
11. | Профессиональное образование (фармацевтическое дело) | 5 лет | Фармацевт-педагог |
12. | Промышленная фармация (по видам) | 4 года | Фармацевт-технолог |
13. | Фармацевтическая биотехнология | 4 года | Фармацевт-биотехнолог |
14. | Биомедицинская инженерия | 4 года | Биомедицинский инженер |
15. | Стандартизация, сертификация и менеджмент качества лекарственных средств | 4 года | Фармацевт-аналитик |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2019 года № ПП-4310
ПЕРЕЧЕНЬ
направлений среднего специального медицинского образования, сроки обучения и присваиваемые квалификации выпускникам
№ | Направление образования | Срок обучения | Квалификация после окончания |
1. | Сестринское дело | 2 года | Медицинская сестра общей практики
Медицинская сестра физиотерапевтического (массажного) кабинета |
2. | Стоматологическое дело | 2 года | Ассистент стоматолога,
техник ортопедической стоматологии |
3. | Фармация | 2 года | Ассистент фармацевта,
оператор по производству лекарственных препаратов |
4. | Медицинская профилактика | 2 года | Помощник санитарного врача,
помощник эпидемиолога, фельдшер медико-профилактического дела |
5. | Фельдшерско-лабораторное дело | 2 года | Медицинский лаборант,
фельдшер-лаборант сельского врачебного пункта, сельской семейной поликлиники, лаборант функциональной и лучевой диагностики |
6. | Фельдшерское дело | 2 года | Фельдшер общей практики,
фельдшер бригады скорой медицинской помощи, фельдшер семейной поликлиники |
7. | Медико-социальное дело | 1,5 года | Организатор медико-социальной помощи женщинам и детям,
организатор медико-социальной помощи одиноким лицам с инвалидностью и престарелым на дому |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2019 года № ПП-4310
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2019 года № ПП-4310
Объемы кредитов, набираемых при непрерывном профессиональном медицинском образовании
№ | Контингент обучения | Объемы кредитов* | |
Всего | Из них в год не менее | ||
1. | Медицинские и фармацевтические кадры с высшим образованием | 288** | 36 |
2. | Медицинские и фармацевтические кадры со средним специальным образованием | 180*** | 36 |
* Набираются в течение пяти лет.
** Из 288 кредитов 144 набираются в соответствующих медицинских образовательных учреждениях и организациях путем обучения за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, а оставшиеся — на платной основе.
*** Из 180 кредитов 144 набираются в соответствующих медицинских образовательных учреждениях и организациях путем обучения за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, а оставшиеся — путем участия в семинарах, конференциях, вебинарах, мастер-классах, симуляционных тренингах и других обучающих курсах.
(Национальная база данных законодательства, 07.05.2019 г., № 07/19/4310/3100)
Каримов Маъриф Шакирович
Проректор по лечебной работе
Доктор медицинских наук, профессор.
Телефон: +998 (71) 214-90-41
Е-mail: m.shakirovich@mail.ru
Приёмный день: понедельник 11:00 – 13:00
Каримов Маъриф Шакирович, родился 6 декабря 1958 года в городе Ташкенте. По национальности – узбек, беспартийный, образование высшее. В 1982 году окончил Ташкентский Государственный медицинский институт по специальности «лечебное дело», с 1987 года кандидат медицинских наук,
с 1998 года доктор медицинских наук, с 2002 года профессор.
Свою трудовую деятельность начал в 1983 году в Научно-исследовательском институте Педиатрии младшим научным сотрудником. 1988-1992 годы работал ассистентом кафедры пропедевтики внутренних болезней Ташкентского Государственного медицинского института. В 1992-1996 годах старшим научным сотрудником, заведующим отделом клинико-фармакологических методов исследования центральной научно-исследовательской лаборатории. В период 1996-2000 гг. работал заведующим центральной научно-исследовательской лаборатории, а также профессором кафедры пропедевтики внутренних болезней Первого Ташкентского государственного медицинского института. В 2000-2005 гг. работал проректором по научной работе Первого Ташкентского государственного медицинского института, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней. С 2005 года по настоящее время он является заведующим кафедрой пропедевтики внутренних болезней, гематологии, военно-полевой терапии и профессиональных болезней, профессор.
В 2016-2018 гг. он возглавлял Республиканский научно-практический центр спортивной медицины. В апреле 2018 года был создан Совместное предприятие в форме Общества с ограниченной ответственностью «Многопрофильный медицинский центр ЭЗГУ НИЯТ» и Маъриф Шакирович Каримов был назначен директором данного медицинского центра, где проработал до июля 2019 года.
Клиника построена и оборудована по международным проектам, оказываются высококвалифицированная медицинская помощь населению. В клинике работают врачи, прошедшие обучение и стажировку в ведущих клиниках Европы, Японии, Индии и Китая. Вместе с отечественными специалистами в области кардиохирургии сегодня привлечены в клинику и специалисты зарубежных и российских клиник. Привлечение ведущих специалистов позволило осуществлять операции на открытом сердце и взрослым и детям.
Сегодня строится дополнительное здание клиники, расширяется спектр оказываемых медицинских услуг.