С нового учебного года Ташкентская медицинская академия, имеющая более столетнюю историю, начала функционировать в новом формате. После реконструкции открыт главный учебный корпус, который теперь отвечает всем требованиям времени. Его по праву можно назвать смарт-учебным корпусом, ведь технически он оснащен по самым современным стандартам.
При реконструкции учитывались все аспекты, важно было создать возможности для проведения не только учебного процесса, но и научно-исследовательской деятельности. Одним из главных приоритетов стало создание центра симуляционного образования, позволяющего осваивать практические навыки специалиста.
В обновленном здании — 148 аудиторий и десять лекционных залов, оборудованных современными информационно-коммуникационными технологиями для единовременного обучения трех тысяч студентов. Также в корпусе расположен самый крупный центр симуляционного образования и освоения клинических навыков.
Сегодня в реконструированном учебном корпусе можно не только обучить студента, но и сформировать ученого. Среди расположенных здесь специализированных научно-образовательных центров наиболее привлекательным для студентов является симуляционный центр. Его миссия — обеспечить безопасную учебную среду для бакалавров и магистров согласно учебному плану, приближенную к реальным условиям клинической практики. Все это стало возможным благодаря установленному современному симуляционному оборудованию, хорошей подготовке преподавателей-тренеров, профессионалов своего дела.
Все симуляторы и муляжи — комплексные и многофункциональные. Среди них роботы-пациенты взрослого и детского возрастов. Следует отдельно отметить наличие современного лечебно-диагностического оборудования, применение которого в учебном процессе способствует освоению навыков по ряду клинических дисциплин. Это ультразвуковые аппараты, электрокардиостимуляторы, аппараты для исследования глаза, уха и других органов и систем организма. Есть муляжи с конкретными заболеваниями и нарушениями систем организма, на которых студенты проводят диагностические исследования и лечебные манипуляции. Это катетеризация центральной вены, проведение ультразвукового исследования, интубация, люмбальная пункция, допплерография сосудов, проктологические и гинекологические манипуляции и исследования.
В качестве абсолютно нового направления в симуляционном образовании является среда, которая в точности повторяет реальное клиническое подразделение. Особое место отведено таким сферам как оказание экстренной помощи пострадавшему пациенту, выполнение сложных хирургических операций, прием родов и т.д.
К примеру, хирургическая операционная оснащена всеми необходимыми реально функционирующими аппаратами, которые могут контролировать правильность выполнения действий студента. Позволяет выполнить технические приемы операции, такие как ушивание ран легких, сердца, мягких тканей и других внутренних органов, которые произведены из специальных искусственных материалов и полностью по своей структуре напоминают настоящие органы. При этом выполнение этих манипуляций предусматривает так же и контроль потраченного студентом времени, что позволяет проводить оценку освоения сложных практических навыков.
Отдельно хотелось бы отметить наличие роботов-симуляторов, которые могут воспроизводить все признаки заболеваний, заложенные в программу обучения и контроля знаний студентов. Среди них наиболее значимыми можно выделить роботов детского возраста. Студенты могут осваивать такие навыки как обследование робота-пациента, проведение специальных тактильных проб и другие. В случае некорректного действия студента информация фиксируется на компьютере, и робот симулирует соответствующую реакцию в виде плача — все как в жизненной ситуации.
Стол Пирогова — еще один инновационный и интерактивный обучающий программный продукт, позволяющий четко выстраивать логику обучения студентов и врачей циклу естественно-научных дисциплин: топографическая анатомия, патологическая анатомия, судебно-медицинская экспертиза, хирургия, офтальмология, стоматология, отоларингология и другие. Использование программного продукта позволяет выстроить полный цикл обучения от визуального знакомства с анатомическим материалом и получения текстовой информации до проверки качества полученных знаний и автоматической обработки результатов. Он выполнен с уникальным анатомическим наполнением. Студенты могут увидеть различные комбинации анатомических особенностей. Высокий уровень изображений позволяет рассмотреть детали. Например, можно выделить и изучить отдельную мышцу на уровне кровеносной системы и нервных окончаний. Выделяя и удаляя части 3D-изображений, можно увидеть человеческое тело с совершенно уникальной точки зрения — изнутри. База изображений 3D атласа анатомии человека богата и может постоянно пополняться.
Лапароскопический виртуальный симулятор предназначен для отработки владения эндохирургическим инструментарием, приобретения практических навыков и приемов выполнения эндохирургических вмешательств в абдоминальной хирургии, гинекологии и урологии в виртуальной среде с реалистичной имитацией тактильной чувствительности. Он нацелен на отработку практических навыков как начинающих, так и опытных эндохирургов с возможностью индивидуальной настройки сложности выполнения учебного курса и последующей сертификацией курсантов по его окончанию. Симулятор может имитировать целый ряд эндохирургических вмешательств — холецистэктомию, аппендэктомию, межкишечный анастомоз, целый спектр лапароскопических гинекологических вмешательств. Он обладает несколькими ступенями сложности для отработки практических навыков — от базовых (управление камерой, согласование работы двух рук и т. п.) до сложных (диссекция желчного пузыря, эндоскопический шов). Особенностью симулятора является его аппаратная часть, которая выполнена в полном сходстве с реальными эндохирургическими инструментами.
Более десяти специализированных симуляционных учебных комнат содержат не только тематическое высокоэффективное интерактивное оборудование, но и имеют целевую структуру построения.
Прошло время, когда, посещая ведущие зарубежные университеты, мы мечтали о таких условиях. Сегодня мы являемся свидетелями огромных перемен, происходящих в нашей стране в образовательной, медицинской и других сферах жизни. Наша конкурентоспособность значительно возросла, что непременно отразится на росте качества медицинского образования, которое не будет уступать ведущим зарубежным университетам.